19:58 / 02.10.2003"Студия Ре" снимает в Абхазии

PostFactum.org:

- Как "Студии Ре" удалось добиться от абхазской стороны согласия на сотрудничество, и кто является посредником между вами и абхазскими журналистами?

- Исходя из специфики передач нашей студии - большая часть наших проектов освещает проблему Абхазии - на нас обратила внимание британская организация "Ресурсы примирения", - рассказывает глава "Студии Ре" Михаил Мирзиашвили. - С ее помощью нам удалось добиться согласия сухумских властей и снять первый фильм о жителях Гальского района. Это было в феврале 2002 года. Фильм вызвал интерес как в Тбилиси, так и в Сухуми. Он дважды был показан по Первому каналу грузинского телевидения, а также в Абхазии. Наше сотрудничество с абхазскими журналистами не ограничивается только производством совместных фильмов - мы участвуем в различных семинарах, устраиваем теледискуссии, встречаемся с беженцами...

- Два года назад, впервые после трагических событий, побывал в Абхазии, - говорит замдиректора "Студии Ре" Мамука Купарадзе. - Поначалу трудно было преодолеть существующие стереотипы, какие-то комплексы, страх. Но за пять дней работы наша съемочная группа смогла завоевать определенное доверие абхазских коллег, а это в итоге облегчило нам работу над фильмом. Мы убедили их в нашей доброжелательности.

Они поняли, что мы не снимаем фильм, который мог бы обострить ситуацию вокруг абхазской проблемы. Второй наш совместный фильм был посвящен северо-ирландскому опыту, который также был осуществлен при поддержке организации "Ресурсы примирения".

- Какова главная задача ваших фильмов и насколько грузинская или абхазская общественность нуждается в них?

- Главная идея заключается в подаче объективной информации, - отмечает Мирзиашвили. - Мы хотим информировать грузинское и абхазское общества об общественно-политических процессах, которые имеют место по обеим сторонам Ингури. Наш очередной проект как раз напрямую связан с проблемой информирования. Мы планируем снять два фильма. Один - в Сухуми, который будет вести грузинский журналист, а второй - в Тбилиси, с участием абхазского ведущего. Мы попытаемся ответить на вопросы, которые сегодня волнуют нашу общественность.

Например, что думают простые люди в Сухуми о нашей общей боли? И наоборот - как в Тбилиси смотрят на те или иные аспекты абхазского урегулирования?

- Отношение к нашей продукции неоднозначное, - продолжает Купарадзе. - Особенно это чувствуется в правящих кругах. Вспоминаю, как во время презентации нашего первого фильма в сухумском Доме юношества абхазский министр культуры Леонид Еник не скрывал своего возмущения. Ему не понравилось, что мы показали реальную жизнь людей, возвратившихся на свой страх и риск, к себе домой, в Гальский район. Ведь признавая проблему, соответственно, надо ее решать, защищать права этих людей, учитывать их мнения - а это в политическом плане, видимо, им невыгодно. Хотя, в целом, абхазская общественность положительно восприняла наши фильмы и, я думаю, что следующий совместный проект будет более успешным и качественным с профессиональной точки зрения.

- Как в Тбилиси относятся к вашим фильмам? Ведь несколько лет назад даже прошла акция протеста у здания телевидения...

 - Да, это было несколько лет назад, - вспоминает Михаил. - У нас прошла очень острая дискуссия, на которой высказывалось много различных мнений... И вот, некоторые политические силы смогли настроить определенную часть грузинских беженцев против нас и устроить акцию протеста. Но времена меняются. Сегодня на лицо стремительный рост гражданских ценностей в обществе. Люди становятся терпимее, готовы выслушать альтернативное мнение и стали активнее бороться за свои гражданские права. Меня радует также, что наша продукция нравится беженцам. Ее часто переписывают и показывают в местах их компактного проживания.

- Не может быть такого, что всем все понравилось, - отмечает Мамука. - Конечно, у нас есть противники не только в Сухуми или в Тбилиси. Когда мы показали наш фильм в Вашингтоне на международной конференции, на нас обрушилось негодование со стороны некоторых сотрудников радиостанции "Голос Америки" и представителей грузинской диаспоры. Они считают, что не нужно выносить сор из избы. Хотя, мне кажется, что это ложное представление о назначении журналистики в демократическом обществе. Чем больше мы будем открыто говорить о наших наболевших проблемах, тем будет полезнее нам же самим.

- За последние годы вы пять раз побывали в Абхазии. Это удается далеко не каждому грузинскому журналисту. Какое впечатление на вас  произвела сегодняшняя Абхазия?

- Сложно, конечно, ответить на этот вопрос, - говорит Купарадзе. - Мы побывали во многих местах. Были в Гальском районе, в Сухуми, в Эшере, в Гагре, на контрольно-пропускном пункте на Псоу... Несмотря на прошедшие десять лет, последствия войны очень заметны. По-прежнему можно увидеть руины со времен войны, но в тоже время стали реконструировать отдельные здания, появляются маленькие магазинчики и кафе. К сожалению, чувствовали и большую дистанцию между нами и абхазами. Они открыто говорят, что в союзе с Грузией не видят никакой гарантии самосохранения. Реален ли такой подход? Может быть, мы имеем дело с инспирированием со стороны определенных политических сил? Этот вопрос, конечно, придется еще выяснять.

Опубликовано 10 февраля 2003 года

Автор: