Жители высокогорного региона, криминальность которого давно стала притчей во языцех, не верят в успех новых попыток очистить регион от бандитов.
В высокогорном грузинском регионе началась давно ожидаемая специальная операция министерства внутренних дел. Однако местное население относится к происходящему скептически.
9 сентября в поселке Местия, считающемся центром самого высокогорного региона Грузии Сванети, сел вертолет с министром внутренних дел Кобой Нарчемашвили на борту. Днем раньше сюда начали прибывать джипы с полицейскими спецподразделениями, группами госбезопасности и пограничного департамента.
В тот же день МВД Грузии объявило о начале в Сванети антикриминальной операции. Как заявил лично возглавивший ее штаб министр, "задействован ограниченный контингент силовиков и у них есть конкретное задание. Спецоперация будет идти по единственному формату - борьба с криминалом, и думаю, что в течение двух недель мы управимся".
Сванети традиционно делил в Грузии славу "центра киднеппинга" с Панкисским ущельем. Иностранцам уже давно не рекомендуются какие-либо поездки без охраны в эти граничащие с Северным Кавказом и Абхазией труднодоступные горы, по 8 месяцев в году засыпанные снегом.
В начале же августа ситуация в регионе резко обострилась из-за актов кровной вражды между двумя сванскими семьями - Гиргвлиани и Джапаридзе. Пятого августа был взорван автомобиль, принадлежащий семье Джапаридзе. 31-го августа взлетел на воздух дом семьи Гиргвлиани. И в том, и в другом случае никто не погиб, но несколько человек получили тяжелые ранения.
Кровная месть в контексте исторических традиций сванов может длиться на протяжении десятилетий. Практически в каждой семье имеется огнестрельный арсенал, которому мог бы позавидовать любой боевик.
Оценив опасность ситуации, жители района обратились к правительству с коллективной просьбой урегулировать ситуацию - но тщетно. И со второго сентября в Местийском районе началась многодневная масштабная акция протеста, перекрывшая автомагистраль, связывающую регион с долиной. Люди обвиняли полицию в бездействии и требовали прибытия министра внутренних дел.
Криминогенная ситуация в Сванети не раз становилась поводом для обсуждения на правительственном уровне. Об этом регионе речь шла и весной прошлого года, когда в большой степени под давлением Запада была начата антикриминальная, а скорее - антитеррористическая, операция в Панкисском ущелье.
В августе к теме Сванети серьезно обратился президент страны Эдуард Шеварднадзе, который потребовал от силовых структур наведения там должного порядка. "Регион стал прибежищем разного рода криминалов", - заявил президент.
Но хотя местные жители тоже настаивали на принятии каких-то мер, начавшуюся операцию здесь в целом оценивают очень скептически.
"С самого начала все идет неправильно - мало того, что прибыли с опозданием, так еще и по всем каналам операцию разрекламировали. Да тут теперь ни одного серьезного представителя криминального мира нет", - говорит 23-х летний житель Местии Леван Гуледани.
Косвенно с мнением Гуледани согласен начальник полиции Местийского района Бесик Габулдани. "Надеюсь, что пребывание добавочных сил максимально продлится, и в конечном итоге все же будет сформирована серьезная следственная группа, которая сможет оперативно реагировать на правонарушения. Одноразовые чистки здесь практически безрезультатны", - сказал IWPR немногословный сванский шериф.
Некоторые местийцы возмущаются бестактностью, неделикатностью некоторых мер, принимаемых в рамках новой операции. "Нужно вообще исключить из лексикона слова "ликвидация" и "чистка". Мы не можем ликвидировать наших злоумышленников - это наши родственники, наша кровь. Нужно искать другие выходы. И вообще чистку должны проводить люди, которые сами чисты, но никак не тбилисские коррумпированные чиновники", - сказала IWPR преподаватель Наргиз Нигуриани.
Сваны хорошо помнят такого рода "антикриминальную чистку", проведенную в 1996 году. Внезапно прибывшие в Сванети спецподразделения должны были задержать находящегося в розыске бывшего начальника одного из военных батальонов Вооруженных сил Грузии Евгения Апрасидзе, на счету которого было несколько убийств.
Однако имевший военный опыт Апрасидзе с помощью сыновей, близких родственников и односельчан сумел хорошо укрепиться. По словам очевидцев, кроме обычного стрелкового оружия в семье были припасены гранатометы, снайперские винтовки, приборы ночного видения, крупнокалиберные пулеметы и т.д.
Вероятно, узнав о такой подготовке, силовики в одночасье изменили планы и сконцентрировались на задержании других разыскиваемых - братьев Ушхуани в селе Бечо.
Для этого пришлось применить бронетехнику и разрывные снаряды. Оба брата были убиты, погибли также трое полицейских. На этом операция закончилась.
Комментируя журналистам нынешнюю спецоперацию в Сванети, заместитель секретаря Совета национальной безопасности Грузии Джемал Гахокидзе подчеркнул, что на этот раз планируется проводить конкретные мероприятия против всех скрывающихся в Сванети криминальных личностей. "Речь идет об особо опасных преступниках, в том числе об убийцах, похитителях людей", - сказал он.
Аналогичные цели были заявлены весной прошлого года при начале антикриминальной операции в Панкисском ущелье. На активную фазу той операции ушел почти год, но о полном завершении мероприятий не объявлено до сих пор.
Опубликовано в сентябре 2003 года