20:52 / 17.09.2003Анатолий Попов: "Был Кадыров. А теперь я вместо Кадырова"

До выборов президента Чечни, которые состоятся 5 октября, республикой руководит премьер-министр Анатолий Попов. Указ об этом подписан Ахмадом Кадыровым, который с 29 августа находится в предвыборном отпуске. О том, что нужно сделать в Чечне до выборов и что будет в республике после них, Анатолий Попов рассказал корреспонденту "Известий" Илье Максакову.

- Анатолий Александрович, у вас есть какие-то конкретные задачи на предвыборный период или вы просто остались на хозяйстве?

- Самая главная задача правительства на этот период - обеспечение нормальной работы органов исполнительной государственной власти, чтобы не было никаких сбоев в экономической и хозяйственной жизни республики. И обеспечение всем необходимым, как положено, республиканской избирательной комиссии, избирательных участков. Все это делается, работа ведется. В пятницу я встречался с председателем Центризбиркома Александром Вешняковым. Он сказал, что у них к нам никаких претензий нет.

- До ухода в предвыборный отпуск вашим непосредственным руководителем был Ахмад Кадыров. А сейчас кто?

- На период до выборов у меня нет непосредственного руководителя. Был Кадыров, а теперь я вместо Кадырова.

- То есть решение о реорганизации правительства и слиянии двух министерств - Минпечати и Миннаца - было вашим личным?

- Это решение не личное. Это решение правительства. Процесс реструктуризации идет постоянно. Например, недавно мы выделили из состава Министерства сельского хозяйства комитет виноградарства, ликвидировали Министерство транспорта, Министерство топлива и энергетики, преобразовываются другие комитеты и ведомства. Но почему-то для прессы это остается незамеченным.

- Пресса не могла не заметить упразднения Минпечати...

- Много таких вопросов решается постоянно, и мне непонятно, почему именно слиянию Минпечати и Миннаца придается такое большое значение. Это естественный процесс, функции этих министерств во многом пересекаются. Внешние связи и национальная политика - это одно из приоритетных направлений, которое, конечно, должно сопровождаться большим информационным обеспечением. Поэтому мы их соединили и при этом сократили численность.

- Но вы же понимаете, почему этому уделялось внимание. Началась агитационная кампания в СМИ, и в это время расформировывается Минпечати...

- А Минпечати как работало, так и продолжает выполнять свои функции, только уже в составе объединенного министерства. На проведение агитационной кампании, на выход газет и т.д. это никоим образом не влияет.

- После выборов в Чечне будет избранная власть. Означает ли это, что все федеральные структуры (не силовые, а гражданские министерства и ведомства) начнут уходить из Чечни и передавать свои функции местной власти?

- Нет. Как и в любом субъекте федерации, так и у нас после выборов останутся и республиканские структуры, и федеральные. Например, налоговое управление, управление ФСБ, управление Минимущества и другие - это федеральные структуры. Никто не собирается прекращать деятельность тех федеральных структур, которым это положено.

- Кто несет главную ответственность за обеспечение безопасности - федеральные силовые структуры, МВД Чечни, структуры, созданные при администрации Ахмата Кадырова, о которых буквально ходят легенды?

- Безопасность бывает разная. За обеспечение общественной безопасности, борьбу с криминалитетом, безусловно, отвечает МВД республики. А за попытки проникновения бандформирований и тому подобного прежде всего должны отвечать федеральные структуры. Что касается Кадырова - у него есть, как и положено, личная охрана из сотрудников МВД. Никаких других формирований у него нет.

- А вас лично кто охраняет в Чечне?

- Меня охраняет ОМОН.

- Находясь в Москве, вы встречались с президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым. О чем вы говорили? Насколько вообще ситуацию в Чечне определяет нефтяной вопрос?

- Нефтяная отрасль была и остается основой экономики республики. Сейчас разработкой нефти занимается компания "Роснефть" через предприятие "Грознефтегаз", где 51 процент принадлежит "Роснефти" и 49 процентов - республике. У нас, естественно, возникают разные вопросы, потому что у нас разные интересы. Мы - государственная власть, а компания "Роснефть" - коммерческая организация. Но мы по большинству острых вопросов стараемся находить взаимопонимание и никакой "войны" у нас не происходит. С Богданчиковым мы обсудили целый ряд важных вопросов, прежде всего план работы на следующий год: какие средства куда будут направлены.

- В будущем договоре о разграничении полномочий между Москвой и Грозным на какой процент нефти рассчитывает Чечня?

- Так нельзя ставить вопрос. Договор о разграничении полномочий разрабатывается на основе федерального законодательства. Чеченская Республика не собирается его нарушать. Сейчас проект договора согласовывается в администрации президента России, и ни о каких пропорциях, долях речи не идет. Речь идет о том, кто и как будет разрабатывать недра.

- Но вы же сказали о 49 процентах, принадлежащих республике...

- Имеется в виду уставный капитал акционерного общества "Грознефтегаз", которое занимается эксплуатацией. Но недра, как вам известно, принадлежат государству и не могут принадлежать ни "Грознефтегазу", ни кому-либо другому. Выдается лицензия на их разработку. В настоящее время лицензия находится у "Роснефти". Мы с этим не согласны, мы считаем, что лицензия должна быть у "Грознефтегаза".

- Сейчас высказывается много сомнений относительно честности и демократичности предстоящих выборов. Как глава республики, какие вы можете дать гарантии кандидатам в президенты, чеченским избирателям, российской общественности, что выборы будут честными?

- Гарантия может быть одна - выборы в республике пройдут в полном соответствии с законом. Никому из кандидатов никаких нарушений законодательства позволено не будет. Ситуация находится под контролем и республиканского МВД, и федеральных силовых структур. Поэтому никаких эксцессов не будет, выборы пройдут полностью в соответствии с законодательством.

Опубликовано 8 сентбря 2003 года

Автор:Илья Максаков