15 сентября в Грозном на площади "Минутка" планировалось провести митинг в поддержку бывшего кандидата в президенты Чечни Малика Сайдулаева, лишенного регистрации Верховным судом Чечни. В последний момент митинг отменили.
Тем не менее, чеченцы говорят, что Сайдуллаева стоит поблагодарить: ведь это решение первое в истории высшей судебной инстанции республики. А то глядишь, суд никогда бы и не начал работать. Пресс-служба Сайдуллаева считает причиной снятия его с предвыборной гонки давление Кремля, который расчищает путь Ахмаду Кадырову.
В Чечне считают, что Кадыров перестал быть ставленником и послушным исполнителем указаний из Москвы, а все больше становится самостоятельной силой, опирающейся на головорезов личной охраны, набранных из сдавшихся боевиков, амнистированных волею бывшего муфтия. Как ни покажут по телевизору сдающихся чеченцев, всегда поясняют, что Ахмад Кадыров людей не бросит, трудоустроит всех. Часто так прямо и говорят: в охрану к главе республики, поскольку другой работы в республике пока нет. А ведь эти люди, перебежавшие к новому хозяину, знают, что их дальнейшая судьба, да и просто выживание, зависят от слепой преданности на новом месте "работы". Они вооружены, и поэтому федералы опасаются конфликтовать с ними, чтобы не нарваться на пулю в спину. На большинство своих охранников у Кадырова имеется компромат, простой как правда: воевал против России. Поэтому, не хочешь попасть в тюрьму, а потом и в гости к Радуеву, или "исчезнуть" ранним утром из собственного дома, слушайся будущего президента.
Между тем в Чечне Кадыров далеко не самый популярный среди возможных претендентов на власть. Сайдуллаев был весьма влиятельным соперником Кадырова с его могучим административным ресурсом. Сам же Кадыров, хотя на встрече с президентом Путиным и хвастался, что не нуждается в рекламе среди чеченцев, однако своими портретами обклеил практически все города и районы Чечни. Только в Аргуне нет ни одного щита или агитационного плаката в поддержку бывшего муфтия. Днем их пытаются вывешивать, но ночью все исчезает. Городская администрация ничего с этим поделать не может.
В столице Чечни практически все властные структуры, включая отделения милиции, выполняют распоряжения о развешивании календарей, портретов и всякого рода агитационных материалов с изображением Ахмада Кадырова. Агитация ведется жестко: не повесишь плакат - простишься с работой. Так, не повезло милиционерам, охранявшим район около центрального туннеля. Ночью был сожжен большой плакат с лозунгом "Кадыров - наш президент!" На следующее утро ответственных за порядок в районе милиционеров уволили. Ранее на этом туннеле висел транспарант "Малик Сайдулаев - свет в конце туннеля!" Однако приехали вооруженные кадыровцы, и сбросили транспарант, а на его место повесили Кадырова.
В помощь Кадырову брошены все возможные силы, включая "нелегитимный" парламент Ичкерии, избранный в 1997 - 1999 годах, точнее некоторых его депутатов. Все российские средства массовой информации радостно протрубили вброшенную к вечеру пятницы 12 сентября (время выбрано не случайно - ведь само событие, как утверждалось, имело место ровно неделю назад) информацию об импичменте "нелегитимного президента несуществующей Ичкерии" Аслана Масхадова. Думается, г-ну Ястржембскому, который немедленно кинулся комментировать сенсацию, очень хотелось бы и Масхадова назвать несуществующим, но никак не получается. Не выходит и все, хотя уж как "мы их душили, душили" и в сортире мочили, а он все жив. И приходится организовывать шоу в прямом эфире с прикормленными журналистами.
Журналистам вывели троих депутатов "нелегитимного парламента", которые по бумаге прочли постановление парламента "несуществующей Ичкерии". Российские телеканалы показали, как г-н Иса Темиров (которого в марте этого года другие депутаты того же парламента лишили мандата) читает текст об импичменте. При этом г-н Темиров, по некоторым сведениям, разыскивался по подозрению в участии в рейде Шамиля Басаева на Буденновск. А тут, глянь-ка, сидит перед нами весь белый, пушистый и вполне легитимный.
Ну да аллах с ними, с подозрениями. Помимо них есть еще на свете точная наука арифметика и бессмертный роман классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя "Мертвые души". Ведь как сказал Темиров, в заседании, принявшем историческое решение, участвовали 43 депутата, из которых 42 поддержали импичмент. Теперь подсчитаем: в парламент Ичкерии было избрано 52 депутата (а не 49, как сообщали все наши СМИ). Из этих 52 человек шестеро (по некоторым данным - семеро) погибли, а трое - спикер Руслан Алихаджиев, Зина Садулаева и Айнди Исламов - пропали без вести. Таким образом, получается, что 43 человека, о которых говорил Темиров, - это все оставшиеся. Между тем уже двое из них -депутаты Ахъяд Идигов и Вагап Тутаков - опровергли сам факт своего участия в заседании 5 сентября. Допустим, вместо них участвовал кто-то еще. Из числа пропавших без вести. В этом случае родственникам есть у кого осведомиться об их местонахождении. Ну, а если нет, то Темиров лжет: не было 5 сентября никакого кворума. На это указывает и тот факт, что, по словам помощника Вагапа Тутакова, Иса Темиров отказывается представить своему коллеге протокол заседания парламента и список участвовавших в заседании. Ахъяд Идигов утверждает, что его коллеги, живущие за пределами Чечни, тоже ничего не знают о "судьбоносном постановлении".
Так сколько же депутатов голосовало за импичмент? Российские журналисты на лету подхватили утку, брошенную г-ми Темировым и Ястржембским на лету и скушали ее вместе с потрохами и перьями. И никто не догадался спросить: а соблюдалась ли процедура? А все ли души в наличии? Или бессмертный Гоголь ничему не научил пишущую братию?
Опубликовано 16 сентября 2003 года