Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан посетил Кабардино-Балкарию с первым архипасторским визитом. Владыка Феофан (в миру Иван Андреевич Ашурков) сменил на посту почившего в марте Митрополита Гедеона. До назначения на эту должность он был представителем Московского патриарха при патриархе Антиохийском и всего Востока, владеет несколькими иностранными языками, в том числе арабским и ивритом.
Опытный дипломат, Владыка выступает за диалог с мусульманским духовенством. Он уверен, что священнослужители всех конфессий должны внести свою лепту в урегулирование конфликта на Северном Кавказе. "Духовные лидеры обязаны разъяснять людям, что противостояние нигде и никогда не приводило к позитиву, любая война кончается за столом переговоров. Лидеры боевиков, жаждущие крови, а еще сильнее - денег, должны лишиться поддержки рядовых жителей, готовых взять в руки оружие или надеть пояса шахидов, сесть за руль начиненной взрывчаткой машины", - подчеркнул архимандрит Феофан в беседе с корреспондентом.
По мнению Владыки, война в Чечне не имеет религиозной подоплеки. Его беспокоит отток православных с Северного Кавказа.
"Даже в спокойной Кабардино-Балкарии, где у церкви и людей сложились добрые, уважительные отношения с властями, в одной из станиц услышал от простой женщины, что "в республике все очень хорошо, только очень страшно, что боевики от соседей придут". Люди боятся за детей, боятся провокаций. Близость конфликта рождает внутреннюю напряженность, и люди готовы ехать куда угодно, лишь бы спокойно, стабильно жить. Однако кто и где их ждет? Население Центральной России не очень-то радо мигрантам. Особенно, если беженцы едут из благополучных в советские времена мест: Прибалтики, Юга России, Закавказья. Их упрекают, что они благоденствовали, когда жители Нечерноземья бедствовали, и не торопятся помогать. С сожалением констатирую это", - сказал Феофан.
Он считает, что местные священнослужители должны помочь людям обрести духовный покой и осознать, что на Северном Кавказе их корни, могилы отцов и дедов, налаженный быт, друзья. "Это снимет многие новые проблемы и конфликты", - уверен Феофан.
Миграционные процессы на юге страны характеризуются также притоком населения в мирные и относительно благополучные республики и края. Люди, выехавшие под давлением известных обстоятельств из Чечни и Ингушетии, как правило, не имеют средств к существованию, работы, жилья, имущества. Власти принявших их регионов оказали беженцам посильную помощь, временно расселили их в пустующих на тот момент санаториях. Но это, по словам Владыки, породило свои проблемы.
"В КБР, насколько я знаю, вместо благодарности, нанесен значительный урон имуществу санаториев. А ведь это целая инфраструктура курорта, за ней стоят многие сотни работающих здесь людей. Варварское поведение переселенцев вызвало не лучшие к ним чувства. Принимающая сторона столкнулась еще и с тем, что впоследствии оказалось очень сложно освободить от гостей помещения курорта. Приезжие не хотели самостоятельно заботиться о себе. Это привнесло элемент напряженности в стабильную ситуацию", - сказал Владыка. Он считает, что помогать и принимать беженцев надо, однако, приезжие должны понимать, что никто не обязан предоставлять им лучшее. "Необходимо давать понять это тем, кого берем под крыло", - считает архипастырь.
Заряд нравственности, совестливости должны нести в мир духовные лидеры, да дело в том, что не хватает у церкви хорошо подготовленных, образованных людей. Вот и возрождаются по всей стране духовные семинарии. Было их когда-то три на всю огромную страну, теперь только в России более пятидесяти. В том числе и Ставропольская. В этом году здесь значительно увеличен набор слушателей, открыты новые отделения: иконописи и регентов. Семинаристы смогут в режиме реального времени слушать по спутниковой связи лекции московских профессоров богословия, задавать им вопросы.
К просветительской работе с детьми и подростками, преподаванию в воскресных школах теперь стали привлекать верующих из числа интеллигенции. В этом году впервые 45 человек из них направлены на курсы в Москву, где они углубят свои познания Священного Писания.
Владыка считает, что на Северном Кавказе, как нигде в России нужно вводить в школах преподавание истории религий, воспитывать в детях взаимную терпимость. Например, мало кто знает, что православие появилось на Кавказе еще в 3-6 веках, то есть гораздо раньше, чем на Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов, в горах еще сохранились древние христианские храмы и святилища. Если молодые люди будут знать историю населяющих Кавказ народов, новоявленным миссионерам от экстремизма сложнее будет расколоть общество по религиозному признаку.
"Внедрение различных сект - это проблема общества, а не только православия или ислама. На миссионерскую деятельность в России США выделяет 100 млн долларов в год", - сказал Владыка. Он утверждает, что хотя в России ныне декларируется полная свобода вероисповедания, подспудно в стране все еще царствует идеология атеизма, особенно в школах и системе государственного управления. Понятие "светское государство" ошибочно подменяется понятием "атеистическое".
"Попробуй, приди с проповедью в школу. Чиновники твердо стоят на старых позициях: "Мы росли и формировались, не имея понятия о Боге, и отступать не будем". Хотя мы живем уже в другой стране с другими идеалами и устремлениями, - сказал Феофан. - Общество должно ответить на вопрос - стоит ли возвращаться к истокам, или следует пустить в страну сектантские религиозные течения, разрушающие саму идею государства. Это выбор общего пути: наступило время собирать камни и строить Отечество наше".
В условиях, когда современные средства связи и передвижения сделали мир одним целым, по словам архипастыря, важно воспитать в сердце каждого из нас уважение к собственной истории, религии, нации: "В мире все барьеры рухнули, но в душе они должны остаться. Глобализация навязывает нам определенные стандарты культурного, политического, экономического поведения, но при выработке чуждых нам шаблонов не учитывались национальные и геополитические интересы россиян".
В Кабардино-Балкарии Владыка ознакомился с православными храмами, встретился с руководством республики и Духовного управления мусульман КБР, а также подвел итоги конкурса проектов православного соборного храма в Нальчике на 1,3 тысяч молящихся и предложил создать в КБР межконфессиональный совет. "С мусульманским духовенством мы решаем единые социальные задачи, помогаем бедствующим, сталкиваемся с деятельностью радикальных сект. Эти вопросы, а также ведение в систему образования истории религии, нам нужно решать сообща", - считает Владыка Феофан.
Опубликовано 20 августа 2003 года