Уважаемые читатели, в связи с отказом одного из фаворитов президентских выборов, Хусейна Джабраилова, от участия в предвыборной гонке, предлагаем вашему вниманию заранее подготовленный аналитический материал Санобар Шерматовой о шансах Джабраилова в выборах и общественных группах, стоящим за ним. Оказывается, что "команда" Джабраилова была очень сильной и влиятельной. Теперь стоит вопрос, к кому она перейдет.
Редакция Prague Watchdog.
Суфийский ресурс
Из большой семьи Джабраиловых москвичам известен старший брат - Умар, с именем которого связывали убийство американского управляющего гостиницы Рэдиссон-Славянская Пола Тейтума в середине 90-х годов. Тогда вину Джабраилова не доказали, и в 2000 году он выдвинулся, наряду с Владимиром Путиным, кандидатом в президенты России. Было понятно, что Джабраилов не надеется стать президентом России, однако участие в предвыборной кампании давало ему определенные политические дивиденды и как бы реабилитировало его имя после громкого скандала.
Старший брат отрицал, что имел отношение к решению Хусейна баллотироваться в президенты Чечни. Младший, 40-летний Хусейн Джабраилов, управляющий директор гостиницы "Россия", долгое время находился в тени. Знающие люди утверждают, что мозговым центром этой семьи является именно Умар, который сейчас руководит группой "Плаза", и без его решения вряд ли младший брат пошел бы на такой серьезный шаг. К тому же нынешние события показывают, что братья Джабраиловы загодя позаботились о том, чтобы иметь среди своих земляков сильное влияние.
Главную ставку они сделали на суфийские ордена. Джабраиловы являются последователями вирда (религиозного объединения) кадырийского братства. Но в то же время, как теперь выясняется, они сохраняли, особо не афишируя, тесные связи с накшбендийцами Арсановыми-Дениевыми, потомками известного суфия Деди-шейха. Этот род почитается в Чечне, но во времена правления Джохара Дудаева им пришлось немало вытерпеть. Дело в том, что эта фамилия, имеющая много последователей в Чечне, с самого начала выступила против Дудаева. С приходом генерала Дудаева к власти Арсановы-Дениевы предрекли, что его политика отделения от России угрожает безопасности чеченской нации и приведет к страданиям и людским потерям.
Теперь выясняются многие тайны. Оказывается, в те трудные для накшбендийских фамилий времена братья Джабраиловы помогали, в том числе материально, Арсановым-Дениевым. Долг, как говорится, платежом красен, и теперь накшбендийцы решили поддержать одного из Джабраиловых. На деле это означает, что не все, но многие последователи этих суфийских фамилий могли проголосовать на выборах за Хусейна Джабраилова. Плюс голоса последователей отдельных вирдов кадырийского ордена, к которому относятся сами Джабраиловы. Более того, братья инициировали союз кадырийцев и накшбендийцев, что в условиях Чечни рассматривается как уникальное явление, произошедшее чуть ли не впервые за историю деятельности этих орденов на Северном Кавказе. Этот процесс, в свою очередь, подтолкнул некоторые вирды кунтахаджинцев присоединиться к союзу. Что несколько подорвало позиции кунтахаджинца Ахмада Кадырова, которого, строго говоря, они должны были бы поддерживать.
Сформировавшийся суфийский ресурс мог принести Джабраилову, по некоторым оценкам, от 15 до 20 процентов голосов избирателей. Не менее важным представлялось то обстоятельство, что суфийские фамилии обеспечивают Джабраилову военный ресурс антидудаевской оппозиции.
Военный ресурс
Что собой представляет военный ресурс и для чего он необходим в Чечне в предвыборной кампании?
В республике, где вот уже 12 лет продолжается гражданская война, почти в каждой семье есть оружие. Каждый член правительства передвигается по республике в сопровождении многочисленной вооруженной охраны, состоящей обычно из родственников. Во время предвыборных кампаний значение "человека с калашниковым" многократно возрастает. Успех кандидата зависит в том числе и от того, на какой военный ресурс он может полагаться.
Самое многочисленное воинство, как считается, имеется у Ахмада Кадырова. В Грозном уже давно ходят разговоры, что боевики перед выборами попытаются взять чеченскую столицу. Ахмад Кадыров разговоры опровергает: по его мнению, масхадовцы специально распускают слухи, чтобы посеять панику и помешать нормальному ходу подготовки к выборам. Тем не менее Кадыров явно готовится к такому обороту событий. По негласному указанию главы республики в райцентрах стали размещаться небольшие группы вооруженных людей. Все они имеют удостоверения сотрудников милиции или службы безопасности Кадырова.
Исключение составил Надтеречный район, отказавшийся разместить "варягов". Здесь Кадыров уступил - пока. Дело в том, что между силовыми структурами этого района и кадыровской службой безопасности давно идет скрытая борьба. В Надтеречном уверены, что Кадыров этими маневрами убивает двух зайцев. Понятно, что с одной стороны глава республики кровно заинтересован в поддержании стабильности на время выборов: случись "чрезвычайное положение" - и доверия к результатам голосования трудно ожидать. Но с другой стороны, как говорят умудренные опытом всех прошлых выборов чеченцы, Кадыров вполне способен использовать вооруженных людей для давления на соперников и их электорат.
Что же входит в "вооруженный" ресурс главы Чечни? Опрошенные эксперты считают, что Кадыров частично контролирует те роты особого назначения (РОН) республиканского МВД, которые укомплектованы его людьми. К примеру, в Гудермесе командиром РОН является родственник главы Чечни Адам Демильханов. Но главная ударная сила - это служба безопасности, возглавляемая сыном Кадырова Рамзаном. Сегодня в ней насчитывается, по разным оценкам, от 600 до 15 тысяч бойцов, и она ежедневно пополняется за счет амнистированных боевиков.
Оппозицию Кадыровским формированиям составляют отряды под командованием Сеид-Магомеда Каккиева, заместителя военого коменданта Чечни по спецоперациям. Вокруг него аккумулируются недовольные Кадыровым силы. Они ориентируются на накшбендийцев Арсановых-Дениевых, что означает, что на выборах они поддержали бы кандидатуру Хусейна Джабраилова.
В среде антидудаевских сил Каккиев пользуется славой, сопоставимой со славой Шамиля Басаева. Его знают по прозвищу Байсангур - так звали наиба знаменитого имама Шамиля, который в боях потерял глаз, руку и ногу. 33-летний Сеид-Магомед тоже лишился глаза и руки; произошло это во время покушения на Джохара Дудаева в 1991 году, когда гранатомет в руках стоявшего рядом и стрелявшего в президента бойца неожиданно взорвался.
В отличие от некоторых откровенно одиозных антидудаевцев, Каккиев - не только политический, но и религиозный противник ичкерийцев. Обычно считается, что против свободолюбивых сепаратистов выступала советская номенклатура, которая билась с дудаевцами за свои кресла и интересы Москвы. Но малоизвестно, что значительная часть оппозиции следовала, в том числе, религиозным убеждениям, ориентируясь на потомков своих суфийских устазов и шейхов.
Получив наставление от своего устаза Ильяс-хаджи Дениева (умер в 2000 году), сына накшбендийского устаза Деди-шейха Каккиев встал в ряды оппозиции Дудаеву. С тех пор он приобрел немалый военный опыт, а два года назад получил звание Героя России за штурм Грозного.
Он не скрывает, что участвовал во взятии чеченской столицы потому, что обороняли его отряды командира, которому Каккиев поклялся отомстить - Руслана Гелаева. Гелаева он обвиняет в жестокой казни 27 своих бойцов в 1996 году.
Эпизод, за который он был удостоен звания "Герой России", весьма примечателен. Во время боев за центр Грозного российские разведчики приметили на высотном доме, обозначенном на их картах как нулевая цель, бородача с длинными волосами, на которые была нахлобучена афганская пуштунка - плоская шапка моджахедов. Человек в диковинном головном уборе и маскхалате кричал по-чеченски "Аллаху акбар" (Аллах велик) и водружал российский и чеченский флаги на крыше здания. Как потом выяснилось, пуштунку Каккиеву в подарок прислал легендарный афганский командир Ахмадшах Масуд. Разведчики связались по рации с оперативным штабом, описали бородача, и спросили, не "снять" ли его из снайперской винтовки. Ответ был - "это наш".
Понятие "поддержка" в условиях Чечни
Как и многие, сражавшиеся против дудаевцев бойцы, Каккиев не доверяет Ахмаду Кадырову, который в первую кампанию воевал на противоположной стороне. Это еще один для него аргумент в поддержку альтернативного Кадырову кандидата. В понятие "поддержка" в условиях Чечни входит не только голосование, но и масса других действий, не имеющих к выборам никакого отношения. Это охрана кандидата и его семьи от посягательств не только боевиков, но и соперников, а также обеспечение безопасности тех сотен людей, которые сегодня работают на избрание любого кандидата.
Чтобы понять, насколько важна эта работа, достаточно привести пример с другим кандидатом на пост президента. Депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов отказался от сбора необходимых для регистрации подписей избирателей, потому что, как он заявил, на сотрудников его штаба было оказано сильное давление, включая задержание одного из его людей, и пытки. Чтобы не подставлять своих сотрудников под удар, Аслаханов решился собрать залог в сумме четырех с половиной миллиона рублей, при внесении которых он был по закону зарегистрирован в качестве кандидата.
К слову сказать, подобные проблемы перед сотрудниками штаба Джабраилова не стояли - благодаря военному ресурсу.
Опубликовано 3 сентября 2003 года