18:11 / 11.02.2026Муртазов объяснил побег невозможностью добиться окончания контракта

Зелимхан Муртазов отправился на СВО, чтобы обезопасить братьев, так как в Чечне требовали, чтобы контракт заключил один человек от семьи. Но трехлетний контракт продлили без его согласия, других братьев также пытались принудить к заключению контракта. Муртазов более 45 дней находится в транзитной зоне аэропорта Астаны и надеется на отправку в третью страну.

Как писал "Кавказский узел", уроженец Чечни Зелимхан Муртазов, прилетевший в декабре в Астану, больше месяца находится в транзитной зоне аэропорта, Казахстан отказался рассматривать его прошение об убежище. По словам брата, Зелимхан дезертировал с военной службы, поэтому возвращение в Россию грозит ему заключением и пытками.  Власти Казахстана стремятся добиться, чтобы Муртазов сам покинул транзитную зону. Но из-за отсутствия загранпаспорта он может вылететь лишь в страны, где высок риск выдачи в Россию, указал его брат, сообщив, что обратился за помощью к правозащитным организациям.

"Еле-еле стою на ногах", - уроженец Чечни Зелимхан Муртазов, которого власти Казахстана не пускают в страну, пожаловался на невозможность подышать свежим воздухом. Муртазов прилетел в Астану 26 декабря 2025 года и около 45 дней  находится в транзитной зоне аэропорта, поскольку Казахстан отказался рассматривать его прошение об убежище. Он дезертировал с военной службы и не хочет возвращаться в Россию, опасаясь заключения и пыток, рассказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Три года я ждал завершения контракта, чтобы вернуться домой, но контракт они продлили автоматически, не спросив моего мнения. Так они поступали со многими

Зелимхан Муртазов подписал контракт с Минобороны в самом начале СВО, чтобы обезопасить своих братьев.

"Когда все это началось, нам сказали, что один человек от каждой семьи должен подписать контракт и отправиться на СВО. В этом случае остальные члены семьи смогут спокойно жить, их <в зону СВО> не отправят. Я решил, что именно я должен подписать контракт, чтобы обезопасить своих братьев. Три года я ждал завершения контракта, чтобы вернуться домой, но контракт они продлили автоматически, не спросив моего мнения. Так они поступали со многими", - рассказал он.

По его словам, он все "терпел ради семьи". "Но когда со мной так поступили, продлили контракт и не отпустили домой, я стал думать, что надо что-то менять, взять все в свои руки. Дали мне отпуск, я отправился домой, несколько дней там провел и решился на полет в Казахстан. Прилетел, снял квартиру, отключил все телефоны, жил, приходил в себя. Они меня искали в Чечне, приходили к родным, спрашивали, где я, хотели найти и вернуть", - говорит он.

После этого он принимает решение покинуть Казахстан, чтобы оказаться в Европе.

"Мой брат живет во Франции. Я хотел к нему попасть. Решил взять билеты и сначала улететь в Турцию, а оттуда к брату. Но в Турции пограничники меня остановили, два дня проверяли документы, подозревали, что они у меня липовые, потом приняли решение депортировать меня обратно в Казахстан и запретить въезд в Турцию на пять лет. Посадили в самолет, и я оказался в аэропорту Астаны, где мне тоже отказали во въезде", - рассказал он.

В итоге уроженец Чечни оказался в транзитной зоне казахстанского аэропорта.

"Здесь я с конца декабря. Это обычный зал, где люди ждут своего полета. Я здесь ночую на скамейках, но уже продолжительное время не могу спать. Мне нужен свежий воздух, голова уже не работает, мне трудно формулировать мысли. К счастью, у меня нет каких-то болезней, но свежий воздух очень нужен. За мной следят сотрудники аэропорта, выходить я не могу", - описал он условия своего пребывания в Казахстане.

Он просит дать возможность проживать в Казахстане либо отправить в третью страну.

"Я хочу либо жить в Казахстане, либо оказаться в другой безопасной стране. Возвращаться в Россию я не могу и не хочу. Понятно, что там будет со мной. В идеале я бы хотел оказаться у брата во Франции", - отметил он.

Старания старшего брата не обезопасили остальных братьев от отправки на войну.

"Через год к нам пришли и сказали, что наш младший брат - военнообязанный и должен отправиться на СВО. Мы сказали, а как же ваши обещания, из-за которых наш старший брат отправился на СВО, они ответили, что все изменилось, сверху приказали набрать новых людей. Тогда мы отправили младшего в Турцию, но пришли и сказали либо возвращаем его, либо я иду вместо него. Пришлось и мне улететь в Турцию. Теперь я и младший брат в Европе", - рассказал "Кавказскому узлу" Турпал Муртазов, брат Зелимхана.  

По его словам, идеальным решением была бы отправка Зелимхана в третью страну.

"Мы очень надеемся, что Казахстан так и поступит. Раз эта страна не хочет оставлять его, то пусть отправит ко мне во Францию. Это было бы идеально. Я не вижу, что есть предпосылки убежища для него в Казахстане. Будет хорошо, если он окажется в Европе. Адвокаты работают над этим. Мы здесь тоже не сидим сложа руки. Обращаемся в разные правозащитные организации в Европе, просим помочь", - отметил он.

Казахстанские активисты и юристы обжаловали отказ Муртазову в убежище

Юрист, представитель Казахстанского международного бюро по правам человека Артур Алхасов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что Казахстан отказал Муртазову во въезде из-за опасений, связанных с национальной безопасностью.   

"Власти Казахстана объясняют свой отказ тем, что это в интересах обеспечения национальной безопасности. Мы подали жалобу на действия Пограничной службы КНБ РК, жалоба рассматривается Главной военной прокуратурой", - сказал он. Кроме этого, подано ходатайство о присвоении статуса беженца в РК.

Ему не известно, была ли попытка со стороны представителей посольства РФ встретиться с Муртазовым, пообщаться, узнать о проблеме.

Адвокаты Рена Керимова и Елена Жигаленок также решили оказать юридическую помощь Зелимхану Муртазову.

"Мы добрались до Зелимхана в аэропорту Астаны, нам, к счастью, дали пропуск, сначала, правда, отказали, но потом благодаря друзьям в последний момент получили пропуск. Все с ним обсудили, всю эту ситуацию. Будем работать и писать обращения в разные инстанции. Надеемся, что все будет хорошо", - сказала Керимова корреспонденту  "Кавказского узла".

Ни помыться, ни поспать нормально в постели у него нет никакой возможности. Спит в одежде, сидя на стульях

Казахстанский активист Аскар Сагнаев называет ужасными условия, в которых находится Зелимхан в аэропорту Астаны.

"Ни помыться, ни поспать нормально в постели у него нет никакой возможности. Спит в одежде, сидя на стульях. До 21 дня нахождения в таком положении он питался только один раз в сутки. Международная конвенция, ратифицированная Республикой Казахстан, гласит, что содержание человека в подобных условиях приравнивается к пыткам. Я как гражданин Казахстана возмущён происходящим и не понимаю, почему наши правоохранительные органы позволяют такое жестокое отношение к человеку", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".  

Освободить Зелимхана требуют также представители чеченской диаспоры Европы, проводя акции у посольства.

Так, на сегодня у посольства Казахстана в Вене была запланирована акция протеста с требованием освободить Зелимхана Муртазова. "Также мы требуем освободить чеченского оппозиционного активиста Мансура Мовлаева, которого Казахстан собирается выдать России, где его ждут пытки и смерть", - сообщил "Кавказскому узлу" один из организаторов акции. 

"Кавказский узел" также писал, что Генпрокуратура Казахстана постановила выдать уроженца Чечни Мансура Мовлаева российским силовикам. Суд еще не рассмотрел апелляционную жалобу на отказ в предоставлении Мовлаеву статуса беженца, указали адвокаты. В конце декабря 2025 года комиссия по рассмотрению ходатайств о предоставлении убежища в Казахстане отказалась предоставить Мансуру Мовлаеву статус беженца, ищущего убежище. Это решение было обжаловано, также защита Мовлаева направила в профильные структуры ООН его обращения с просьбой приостановить экстрадицию в Россию.

Мовлаев родился в 1995 году в Шали. Он рассказал адвокатам, что во время учебы в университете помогал чеченскому оппозиционному движению "Адат" (организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена в России) информацией о похищенных кадыровцами людях. "За эту активную позицию его и преследовали", - пересказала слова Мовлаева Рена Керимова изданию "Курсив Медиа".

В 2022 году Мовлаев был задержан силовиками в Чечне и удерживался в нелегальной тюрьме. Сбежав оттуда, в январе 2023 года он смог добраться до Киргизии. В августе 2023 года силовики в Киргизии задержали Мовлаева, объявленного в России в розыск по делу о финансировании экстремистской деятельности. Суд в Бишкеке приговорил Мовлаева к шести месяцам колонии и последующему выдворению из страны. 20 ноября 2023 года Мовлаев был освобожден, но решение о его выдворении осталось в силе, и он самостоятельно покинул Киргизию, чтобы избежать отправки на родину.

В октябре 2024 года Мансур Мовлаев заявил о похищении родственников силовиками в Чечне. "Похищены два моих брата, Зелимхан и Хамзат. Их удерживают, пытают, пытаются тем самым как-то надавить на меня", - сказал он в опубликованном видео.

Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Роман Кужев
11.02.2026 в 19:04len
Понятно, почему сбежал Муртазов. Знаю нескольких человек, которые заключили контракты на военную службу еще до начала боевых действий на Украине, но не могут уволиться со службы, несмотря на то, что их контракт уже давно закончился.  Командование  им объявило, что до завершения СВО не стоит и думать об увольнении со службы, а когда это произойдет, никто не знает. Но, как видим, даже бегство со службы не гарантирует человеку безопасность. А еще поражает, когда зарубежные СМИ, разные там блогеры и прочие деятели задаются вопросом, «как это чеченцы, пережившие две разрушительные войны, устроенные Кремлем, сегодня идут воевать за России». Что им остается, делать. если их вынуждают к этому, а различные страны депортируют бежавших от мобилизации и отправки в зону боевых действий жителей республики?