17:30 / 16.12.2025Чеченские чиновники предпочли разбираться с делом Тайсумовой негласно

Обращение жительницы Австрии Индиры Тайсумовой к Рамзану Кадырову с просьбой помочь ей вернуть дочерей, привлекло внимание чеченских властей и лично Мансура Солтаева, однако они связывались с женщиной лишь неофициально и непублично. 

Как писал "Кавказский узел", жительница Австрии Индира Тайсумова записала видеообращение к главе Чечни с просьбой помочь ей вернуть двух дочек, которых удерживает ее бывший муж. По ее словам, при попытке забрать детей она столкнулась с насилием и угрозами.

Индира Тайсумова с 2017 по 2022 год была в браке с жителем Грозного. После развода Индира ушла с двумя маленькими дочерьми 2018 и 2019 года рождения - женщина вернулась с ними в Австрию, где она сама росла, но привозила дочерей к их отцу на летние каникулы. Отец встречался с детьми, проводил с ними время и привозил обратно, потом они возвращались с матерью в Европу. В 2025 году мужчина сначала захотел перевести на себя детское пособие, а потом попросил об очередной встрече с детьми и больше их не вернул. 

Проект “Кавказ без матери” всегда получает угрозы после публикаций кейсов, связанных с Чечней, и дело Индиры Тайсумовой не стало исключением, сообщила “Кавказскому узлу” основательница проекта Лидия Михальченко.

“Если что-то в Чечне такое происходит, то нам через наш паблик поступают угрозы. Кидаются какие-то массовые жалобы от ботов или не-ботов: пришел какой-то аноним без фото, без подписчиков, без контента и говорит: “Мы на вас будем закидывать жалобы”. Причем они сами же пишут нам грязные вещи, оскорбляют нас матом, а потом идут и жалуются в Instagram*, чтобы алгоритмы нас наказали за то, что они же у нас в комментариях пишут матом. Это происходит всякий раз, когда что-то нелестное для чеченского руководства мы публикуем, так же было и в этот раз. В частности, к нам в комментарии приходил Мансур Солтаев и рассказывал какие мы плохие”, - сообщила она. 

По мнению собеседницы, цель таких атак - закрыть площадку движения в соцсети. “Чтобы женщины не делились нашим контентом, чтобы про нас не узнавали люди, которым нужна помощь, чтобы женщины, которых насильно разлучили с детьми незаконно, нам не писали, чтобы у нас не искали защиты, чтобы не могли передать друг другу наши контакты. Но даже черный пиар, где нас называют ужасными исчадиями, привлекает к нам людей. К нам, обращаются по теме нашего проекта, причем и с давними проблемами приходят. Поэтому, в принципе, мы не против этого, именно этот вид “противодействия” нам даже нравится”, - заявила Михальченко.

Она указала, что обращение Индиры Тайсумовой опубликовано 12 декабря и за прошедшие несколько дней на него вряд ли отреагировали официально.

Связаться с Индирой Тайсумовой “Кавказскому узлу” не удалось. Последняя публикация в ее аккаунте - видеообращение к главе Чечни Рамзану Кадырову, новых открытых публикаций не было. 

Уполномоченный по правам человека Мансур Солтаев воздержался от комментариев, но при этом заявил, что ситуация разрешена. “Мы все решили, не нужно это разносить”, - заявил он.

В случае поездки детей за границу с одним из родителей существует презумпция того, что на поездку согласны и отец, и мать, поэтому специальное разрешение на вывоз детей от второго родителя не требуется, даже если супруги разведены, указал адвокат Тимофей Широков. 

“В некоторых странах действительно есть презумпция несогласия и нужна доверенность, в ряде стран Европы в частности. А в России не нужна доверенность, в России предполагается, что оба родителя согласны. Но при этом можно написать заявление о несогласии, послать в погранслужбу, и тогда будут тормозить проезд ребенка. Может быть, бывший супруг написал такое заявление”, - предположил он, комментируя дело Тайсумовой. 

По словам адвоката, при отсутствии доверенности, проблемы могут возникнуть и в странах пребывания. “То при выезде в Россию из другой страны там могут попросить доверенность от второго родителя, так как не знают, где он находится физически”, - пояснил Широков.

Автор:
17.12.2025 в 08:23iona_hilll
Если кадыровский омбудсмен или кто другой, пусть и непублично связывался с Тайсумовой по ее вопросу, то каков результат? Детей ей не вернули, даже проблема с общением, пока еще не решена, судя по всему. Вполне возможно, что тот же Мансур Солтаев обещал ей посодействовать в решении проблемы, в обмен на то, что она не будет делать каких-то публичных заявлений и обращений и контактировать с правозащитниками и общественниками. Это уже давно опробованный в Чечен вариант, когда родственникам похищенных людей обещают отпустить тех после каких-то там разбирательств и выяснений, и требуют не поднимать шума по этому поводу. Но результат, обычно, бывает достаточно плачевный –  либо фальсификация уголовного дела с «признаниями» выбитыми под пытками, либо отправка на Украину в качестве «добровольцев». Касаемо же поездки детей за границу с одним из родителей. Не знаю, как там обстоят дела с этим в других регионах России, или за рубежом, но вот в Чечне, как правило, нужен нотариально заверенный документ на официальном бланке о том, что отец/мать не возражает против того, чтобы супруг/супруга вывез их общего ребенка куда-то. Пару лет назад мой брат, находящийся в разводе решил взять в поездку в одну из бывших республик Союза сына, и ему сказали, что нужно получить разрешение от матери на его вывоз. Им пришлось вместе пойти в нотконтору, и там нотариус выписал им соответствующий документ. Обошлось это ему тогда в полторы тысячи рублей, в качестве госпошлины. Так во всяком случае сказал тот самый нотариус, что выдал документ.