14:36 / 05.12.2025Аналитики оценили характер нападения на силовиков под Дербентом

Отсутствие видеозаписей нападения на силовиков на КПП "Джемикентский" вызывает вопросы, но характер инцидента вряд ли можно расценивать как активизацию бандподполья, указали аналитики. Причиной нападения мог стать личный конфликт или несправедливые, по мнению нападавшего, требования силовиков, полагают они.

Как писал "Кавказский узел", неизвестный мужчина вечером 30 ноября замахнулся ножом на силовика на КПП "Джемикентский" под Дербентом. Сотрудник полиции открыл огонь, нападавший убит. Это нападение стало вторым за семь месяцев в республике. Мужчина, убитый при нападении на полицейских на КПП "Джемикентский" под Дербентом, был замкнут и нелюдим, работал на севере и приезжал домой на пару месяцев в году, рассказал глава села Татляр Рафат Ахмедов.

Полковник МВД в отставке, кандидат юридических наук Амир Колов не исключает, что нападавший имел неприязнь к какому-то конкретному силовику.

«Случаи нападения на сотрудников ГИБДД или КПП могут быть везде, так как эти места службы сами по себе имеют высокие виктимологические особенности для сотрудников полиции по многим причинам. Во-первых, это Дагестан, где множество молодых людей подвержены морали проявления мнимого героизма при общении с полицией, которая еще с конца 90-х годов имеет стойкий имидж антинародных деятелей. Во-вторых, это может быть связано с нарушением прав человека сотрудниками полиции, которые установили неофициальные правила прохождения граждан в обход действующего законодательства. В-третьих, это может быть и бытовым случаем межличностного конфликта гражданина с сотрудником полиции», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Он исключает версию об акте терроризма.

«По моему мнению, здесь может быть множество и других версий, но только не акт терроризма или проявления деятельности вооруженного подполья. В Дагестане сегодня нет политической или идеологической основы для создания бандподполья», - указал он.

Нападение с ножом на человека, одетого в бронежилет, и нанесение ударов именно в защищенные части тела, а не в руки или голову, тоже вызывает сомнения, что это преступление как-то готовилось

В виду отсутствия информации, нельзя утверждать, что это было реальное нападение на силовика или просто фабрикация дела, отмечает дагестанский журналист.

«Не могу утверждать ни того, ни другого. К сожалению, силовые структуры не опубликовали записи с видеорегистраторов, которые бывают на груди у сотрудников ДПС/ППС, тем более несущих дежурство на КПП. У каждого нападения бывает свой мотив: если напал с целью свержения власти, то это террорист. А если нападение было связано, скажем так, личной неприязнью к конкретному человеку, безотносительно, полицейский он или нет, то это остается просто нападением. К сожалению, нет каких-то опубликованных данных о том, как произошло нападение, с чем оно было связано. Да и нападение с ножом на человека, одетого в бронежилет, и нанесение ударов именно в защищенные части тела, а не в руки или голову, тоже вызывает сомнения, что это преступление как-то готовилось», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности.

В этом контексте также не стоит обсуждать фактор вооруженного подполья в Дагестане, уверен он.

«Говорить об устойчивом вооруженном подполье в Дагестане нельзя, так как, объективно, оно или ликвидировано, как явление, или же находится в состоянии глубокой спячки и заморозки. Редкие проявления, как, например, акция прошлого года и мая нынешнего - скорее исключения, чем устоявшееся правило. Что касается профилактической работы, то нельзя сказать, что она провалена. При условии, что под профилактическими работами мы имеем ввиду работу оперативных структур. Если же мы говорим о пропаганде, то она откровенно слабая и неубедительная», - подчеркнул он.

Силовики признали нападение на наряд ДПС в Махачкале 5 мая терактом и пришли к выводу, что участники атаки планировали ее около полугода. В перестрелке погибли двое полицейских, получили ранения еще два силовика и трое мирных жителей. Следком объявил, что один из нападавших выжил и находится в больнице, а также признал вину. Выживший участник нападения, Батал Магомедов, обвинен в покушении на правоохранителей, хищении оружия и угоне машины, дело передано в суд.

Журналист также рассказал, что нахождение на КПП «Джемикентский» командированных сотрудников полиции - привычная практика.

«КПП Джемикентский находится на подъезде к селу Джемикент (Дербентский район), призван отслеживать дорожные потоки, следующие из Махачкалы в Дербент и горную часть Южного Дагестана. Он находится там уже лет 20, если не больше. Нахождение на нем командированных сотрудников полиции - привычная практика», - указал он.

Должны быть нормальное взаимоотношения между органами власти и населением. К сожалению, во многих местах такого нет

Глава Общественной наблюдательной комиссии Дагестана Шамиль Хадулаев допускает, что проблема была в самом нападавшем.

«Сказать, что это точно фабрикация, не могу. Наверное, что-то было с этим человеком не то. Не думаю, что силовики могли просто так взять и человека расстрелять. Наверняка что-то такое. В данном случае могут быть какие-то личные обстоятельства, личная какая-то агрессия или что-то произошло, может быть, или месть за что-то», - сказал он корреспонденту «Кавказского узла».

По его словам, вряд ли этот инцидент можно считать провалом работы силовиков.

«Здесь должно следствие установить причины. Не скажу, что именно провал работы. Конечно, работа тоже должна более активно вестись, но здесь помимо работы еще должны быть нормальное взаимоотношения между органами власти и населением. К сожалению, во многих местах такого нет. Еще я бы не исключил фактор подполья, возможно у нас еще имеется некоторое подполье. Поэтому как бы не случайно, что этот человек выявился», - отметил он.

23 июня 2024 года, в День Святой Троицы, который является одним из главных христианских праздников, в Дербенте и Махачкале боевики совершили нападения на синагоги и православные храмы. В результате погибло не менее 22 человек, 46 получили ранения. Следователи считают, что группировку, участники которой совершили нападения, создал сын главы Сергокалинского района Магомеда Омарова. "Кавказский узел" подготовил справки "Главное об участниках атак в Махачкале и Дербенте" и "Нападения на церковь, синагоги и силовиков в Дагестане".

Что касается КПП “Джемикентский”, то там, как правило, прикомандированные силовики.

«Да, там прикомандированные ребята. Я лично не сталкивался с проблемами там. Нормальное общение, нормальные ребята, вроде бы корректные, ничего не скажешь. Хотя инциденты на этом посту уже ранее тоже бывали», - указал он. 

Девять лет назад, 15 февраля 2016 года около Джемикентского поста госавтоинспекции в Дербентском районе произошел взрыв. В результате взрыва погибли два полицейских, а ранение получили еще 18 человек. Всего погибли четыре человека, включая смертника. 11 июля того же года в селе Мискинджа был объявлен режим КТО. По версии силовиков, в одном из домов там укрылся Адмир (Арсен) Талибов, подозреваемый в организации взрыва на Джемикентском посту в феврале 2016 года. В результате штурма дома Талибов был убит, после чего спецоперация была объявлена завершенной.

"Кавказский узел" ведет хронику вооруженных инцидентов, нападений, взрывов и похищений людей в Дагестане.

Мы обновили приложения на Android и IOS! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN). Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Роман Кужев