Суд, который приговорил сопредседателя Всемирного конгресса ингушского народа Ахмеда Погорова к девяти годам колонии по обвинению в организации насилия на митинге в Магасе, лишил его заслуженных званий и наград, но на отношении жителей Ингушетии к нему это не сказалось.
Как писал "Кавказский узел", в ноябре суд в Нальчике в закрытом режиме огласил приговор сопредседателю Всемирного конгресса ингушского народа Ахмеду Погорову, приговорив его к девяти годам колонии по обвинению в организации насилия на митинге в Магасе и участии в экстремистском сообществе. У Погорова ишемическая болезнь сердца, а медчасть изолятора, где он содержится, не располагает оборудованием для оказания ему экстренной помощи в случае обострения болезни, заявлял ранее адвокат. Родные и близкие Погорова жаловались, что им длительное время не разрешают с ним встречаться.
Ахмед Погоров – бывший глава управления МВД по Ингушетии, сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа. Находился в федеральном розыске по делу о столкновении активистов и силовиков на митинге в Магасе в марте 2019 года. На стадии обвинения Погоров был включен Росфинмониторингом в национальную часть списка экстремистов и террористов. Это некорректно и может отразиться на приговоре, сочли правозащитники. Запись в реестре Росфинмониторинга действует до погашения судимости после отбытия или исполнения наказания, рассказал ранее "Кавказскому узлу" адвокат Кирилл Коротеев. "Это может быть 10-15 лет после отбытия. С учетом сроков, назначаемых за преступления террористической и экстремистской направленности — это огромное время. Таким образом, человек выключается из современной финансовой и экономической жизни на очень долгое время", - сказал он.
Приговор Ахмеду Погорову будет обжалован, и если по итогам обжалования срок не изменится, ему останется отбыть два года, сообщил корреспонденту “Кавказского узла” источник, близкий к защите. Адвокаты Ахмеда Погорова пока отказываются от детальных комментариев для медиа.
Ахмед Погоров пока остается в следственном изоляторе, особых жалоб на условия содержания у него нет, сообщил его старший брат Магомед Погоров.
"В феврале будет пять лет, как он в СИЗО. Состояние его на момент приговора, если взять его здоровье, - ничего, держался. Передачи дают исправно и медпомощь есть. Свиданий нам не давали, мы виделись только на судебных заседаниях, удавалось поговорить 5-10 минут. Последний раз как раз 20 ноября”, - сказал он.
Брат Погорова удивлен столь суровым приговором. “Ведь он проходил как участник, а не организатором. И конечно сама ситуация, что человек, который стоял на защите закона, оказался вне закона, печальная. Все это, конечно, вы знаете, сфабриковано. Человека, который не запятнал честь офицера и погоны, сегодня, к сожалению, постигла участь девятилетнего лишения свободы. Кроме того, судья, представьте себе, лишил брата кровью заработанных званий», - посетовал Магомед Погоров.
Он напомнил, что Ахмед Погоров во время двух чеченских войн служил на приграничной территории. "Начинал службу со следователя в Северной Осетии, после известных событий 1992 года продолжил следователем здесь, на территории новообразованного субъекта в Ингушетии. С 1995 года он возглавлял Карабулакский УВД, за его профессиональные качества его начали продвигать наверх. Был дважды министром, главой МВД республики, впоследствии работал в центральном аппарате МВД России. Был награжден орденом Мужества за задержание особо опасного преступника, где он был ранен, - за правду пострадал, себе он ничего не требовал. Раскрыл крупные хищения бюджетных средств, на десятки миллиардов. И вот это все в одночасье перечеркивается, лишают званий, все это списывается, Но он все равно держится», - заявил Магомед Погоров.
Правозащитник Магомед Муцольгов считает приговор Ахмеду Погорову, - как и всем остальным фигурантам уголовного дела о митингах в Магасе, - несправедливым, политически ангажированным и незаконным.
“Приговор для абсолютно невиновных людей в рамках правового поля узаконили по политической прихоти. Посадили, лишили свободы, - только потому, что люди во власти захотели продемонстрировать своё превосходство над правом в стране и продемонстрировать народу, что любой, кто будет не соглашаться с их незаконными антинародными решениями, будет наказан”, - сказал он корреспонденту “Кавказского узла”.
Правозащитник и ранее предполагал, что приговор Ахмеду Погорову будет суровым. “Я считал, что все идет к тому, что он получит восемь или девять лет, - зная, насколько это несправедливо, и понимая, что Ахмед может быть наказан более строго. Я очень сожалею, я разочарован тем, что происходит, но не удивился этому приговору”, - сказал Муцольгов.
Тот факт, что Ахмед Погоров был офицером полиции и в свое время занимал высокие должности, сказался на приговоре не лучшим образом, полагает правозащитник.
“Генералы во власти думали, что можно приказать, - и любой человек просто обязан пойти против своего народа, вне зависимости от того, законные эти приказания или нет. Все, кто стоит при погонах в шеренге, должны подчиняться вышестоящему начальству, не обсуждая приказы, не оглядываясь на закон. Но Ахмед выбрал не карьеру, не личную выгоду, а оказался рядом со своим народом. Вдобавок Ахмеда лишили звания, лишили его орденов, что является не просто незаконным, это подлость. С таким подходом сами судьи могут попасть в жернова этой системы и их точно также лишат всех их регалией. В любом случае каждый за свои поступки и слова должен будет отвечать перед Всевышним, верят они в это или не верят”, - сказал Муцольгов.
По его словам, приговор Погорову не изменит отношение к нему в Ингушетии. “Не знаю, какое значение лишение звания и наград имеет для Ахмеда. Конечно, осадок есть. Но в глазах людей все эти звания ничего не стоят, он остался достойным сыном ингушского народа. И читая комментарии, я вижу: абсолютное большинство пишут, что лучше быть настоящим мужчиной и сыном своего народа, чем иметь все награды мира, какие бы они ни были. В любом случае, уважение своего народа и поддержку он имеет», - резюмировал Муцольгов.
Семь ингушских активистов были обвинены в создании экстремистского сообщества и участии в нем. В декабре 2021 года суд приговорил Ахмеда Барахоева, Мусу Мальсагова и Малсага Ужахова к девяти годам колонии, Исмаила Нальгиева, Багаудина Хаутиева и Бараха Чемурзиева – к восьми годам, а Зарифу Саутиеву – к семи с половиной годам. Защита осужденных по ингушскому делу подала в коллегию Верховного суда России жалобу на приговор, чтобы добиться отмены ограничений, действующих после освобождения, но суд отказался принять жалобу. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Главное о деле лидеров ингушского протеста".
26 марта 2019 года в Магасе состоялся масштабный, согласованный с властями митинг. Его проведение было разрешено до вечера, но протестующие остались на ночь. На следующее утро, 27 марта 2019 года, силовики применили силу против протестующих.
Ахмед Погоров стал восьмым фигурантом «Ингушского дела», приговоренным к длительному сроку заключения. За последний год из колонии освободились Зарифа Саутиева, Исмаил Нальгиев, Багаудин Хаутиев и Барах Чемурзиев. Саутиева и Нальгиев после освобождения отпраздновали свадьбу. Малсаг Ужахов, Ахмед Барахоев, Муса Мальсагов до сих пор остаются в колонии.