Ограждение на территории горного плато Бермамыт в Карачаево-Черкесии установлено самовольно, но надзорные ведомства и правоохранители ограничены мораторием на проверки предпринимателей, сообщил сотрудник Минприроды. Механизм бесконтактной проверки все еще доступен чиновникам, возразил эколог.
Как писал "Кавказский узел", пользователи соцсетей сообщили, что проход к краю плато Бермамыт огорожен колючей проволокой и шлагбаумом, за проход на территорию арендаторы теперь требуют 100 рублей. Они призвали проверить законность деятельности арендаторов.
Плато Бермамыт известно уникальным рельефом и захватывающим видом на Эльбрус и другие горы Большого Кавказа. Плато образовано горами Большой и Малый Бермамыт, их высота составляет 2 591 и 2 643 метра над уровнем моря соответственно. К плато не проложено дороги, но для туристов организовываются поездки в заповедное место из Кисловодска или Учкекена, они пользуются популярностью, указывает сайт “Посети Кавказ”.
Территория плато Бермамыт входит в состав заказника “Хасаутский”. Местным жителям разрешена определенная хозяйственная деятельность на этой территории, в частности, выпас скота. Но один из предпринимателей, который в коммерческих целях разводит скот, самовольно огородил часть пастбищ. Хотя это является нарушением, из-за моратория на проверки предпринимателей у экологического ведомства нет возможности устранить нарушения, заявил источник в министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесии.
"Там есть одни деятели, они для выпаса под пастбища оградили территорию. Но они не имеют права там ограничения какие-либо устанавливать то вообще общественные земли считаются, тем более заказник. Выпасать скот имеют право люди, но нельзя ограждать. Конечно, нужно было бы в прокуратуру и в полицию на них жалобу писать. Но знаете, правоохранительные органы там какие, они будут искать, кто из них будет эту работу делать. Потому что вообще-то до 2030-го года у нас мораторий на проверки в отношении юридических лиц и частных предпринимателей объявлен. Это касается и правоохранительных органов”, - сказал сотрудник ведомства корреспонденту “Кавказского узла” на условиях анонимности.
Журналист из Карачаево-Черкесии Евгений Кратов затруднился детально рассказать о ситуации на плато Бермамыт, но считает что может быть много вариантов. «Здесь конкретные вопросы: был ли землеотвод, продажа, перевод из условно региональной в частную собственность, кто задействован. Нужно обращаться к правоустанавливающим документам», - сказал он корреспонденту “Кавказского узла”.
Чиновники просто пользуются мораторием, чтобы оправдывать свою бездеятельность, считает эколог Валерий Бриних. "В случае, когда угрожает жизни или здоровью людей, то с разрешения прокуратуры проверки можно и нужно проводить. Потому что есть разные ситуации, когда проверки необходимы. Например, какие-то продукты непригодные для людей продают", - сказал он.
По словам эколога, существует также способ бесконтактной проверки, который можно использовать в условиях моратория. "Без контакта с потенциальным нарушителем можно проводить проверку и выносить решение по факту нарушения. Мораторий ведь распространяется на контактные проверки с привлечением потенциально виновного лица, но можно проводить бесконтактные проверки без привлечения такого лица. А потом выносить решение и снос производить, если это забор самовольно построенный", - пояснил Бриних.
Он указал, что решение после бесконтактной проверки может принять не только прокуратура, но и заинтересованное ведомство. “Например, управление Росприроднадзора по Карачаево-Черкесии может принять решение провести проверку без контакта с лицом, которое допустило нарушение. К слову, ограждение может мешать миграции диких животных. А заказник это все же охраняемая территория. Снос ограждения тоже может быть произведен по решению этого органа”, - отметил Бриних.