Подобные встречи не нацелены на немедленный результат, а лишь выстраивают диалог, который долгие годы был невозможен, указали армянские политологи, комментируя итог поездки делегации из Армении в Баку и отказ во встрече с военнопленными. Делегация из Еревана представляла правящую партию и лишь ее интересы, а не всего общества, возразили их коллеги.
Как писал "Кавказский узел", в октябре президент Азербайджана объявил о снятии всех ограничений на транзит грузов в Армению. Власти Армении сочли это важным шагом для открытия региональных коммуникаций. После этого Российские железные дороги организовали отправку пшеницы в Армению через территорию Азербайджана. В правительстве Армении отметили, таким образом была выполнена одна из достигнутых в США договоренностей, способствующая укреплению мира между Ереваном и Баку. 22 ноября в Баку прошла вторая встреча представителей Азербайджана и Армении, первая до этого состоялась в Ереване, на которой вновь обсуждалась проблема армянских заключенных в Азербайджане. Встречи с заключенными добиться не удалось, рассказали члены армянской делегации.
8 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече в Вашингтоне подписали декларацию о прекращении боевых действий. При этом Алиев и Пашинян не подписывали мирное соглашение, а лишь парафировали его, при этом большинство пунктов декларации содержит размытые формулировки, указали аналитики.
Встречи гражданского общества закладывают основу для последующих договоренностей
Взаимные визиты представителей гражданского общества в Азербайджан и Армению являются частью миротворческой миссии, считает политолог, бывший депутат парламента Армении Микаэл Золян.
«Я думаю, что эти встречи можно назвать, как это называется в миротворчестве, трек 1.5. Трек 1 – это межправительственные переговоры, трек 2 – это встречи между гражданскими обществами. И вот есть трек 1,5, где встречаются эксперты, но и какие-то люди близкие к правительствам, какие-то отдельные чиновники, бывшие дипломаты. И вот эти встречи они относятся к формату, где встречаются представители экспертного сообщества, у которых есть выход на правительство. И это, в принципе, распространенная практика, и она довольно эффективная, особенно учитывая политическую структуру Азербайджана, где довольно вертикальная политическая структура, и там имеет смысл работать с теми людьми, у которых есть выход на правительство. И вот встреча с <помощником президента Азербайджана> Хикметом Гаджиевым – это тоже из этой серии", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Требования международного сообщества, заключения каких-то международных судов, требования организаций по правам человека - это все вообще не работает и приводит к обратному эффекту
По его мнению, в Баку не организовали встречу с армянскими пленными, но в будущем это не исключается.
«Насколько я знаю, армянские участники поднимали вопрос об освобождении заключенных и о встрече с ними. Им сказали, что сейчас это невозможно, но мы учитываем вашу позицию. В любом случае, я думаю, что такие мероприятия, которые приводят к диалогу между обществами и к укреплению мира, в конечном итоге будут способствовать освобождению заключенных больше, чем какие-то требования международного сообщества, заключения каких-то международных судов, требования организаций по правам человека. Мы убедились, что это все вообще не работает и приводит к обратному эффекту», - отметил он.
Встречи, проходящие после подписанной в Вашингтоне декларации, являются примером реального диалога, уверен политолог.
«Я думаю, что это реальный диалог. Во-первых, такие встречи были и до Вашингтона, а это тоже не в один день началось. До Вашингтона уже была довольно очевидная позитивная динамика. Начиная еще с того, что было заявление еще в конце 2023 года, когда освободили какую-то часть пленных, и в обмен Армения не стала возражать против проведения <в ноябре 2024 года в Баку климатической конференции ООН> COP29. Это был первый шаг позитивный, потом было больше, уже была встреча в Абу-Даби, и только потом был Вашингтон. То есть это вашингтонские договоренности, это не изолированное какое-то явление, а это результат процесса. Поэтому я думаю, что это действительно реальный результат», - подчеркнул он.
Полный текст документов, подписанных в ходе встреч Пашиняна, Алиева и Трампа, размещен на английской версии "Кавказского узла".
Результат подобных встреч в том, что они уже состоялись, объясняет он.
«Вообще сложно оценивать результаты всех такого рода миротворческих инициатив, потому что их результат в том, что они состоялись. То есть, просто люди встречаются, и происходит общение, какие-то месседжи посылаются одной стороной, другой стороной, потом эти люди возвращаются и передают правительству, или через СМИ передают обществу. То есть результат заключается в том, что происходит общение. И это общение важно, потому что это создает основу, на которой происходят межправительственные переговоры. То есть, как бы понятно, что на межправительственных переговорах невозможно все вопросы обсудить. И поэтому эксперты обсуждают намного более широкий круг вопросов, и потом уже в результате этих экспертных обсуждений они помогают уже на межправительственном уровне какие-то вещи решать. И поскольку сейчас идет процесс на правительственном уровне, я думаю, что эти экспертные встречи тоже эффективны», - заключил Золян.
Факт взаимных визитов уже является результатом для армяно-азербайджанских отношений, уверен политолог Эдгар Варданян.
«На данный момент сложно ожидать более значимого результата. Очень давно ни один азербайджанец не приезжал в Армению, и наоборот. Еще можно зафиксировать, что хоть и в обществах двух стран есть критика, но в большинстве случаев эти встречи считаются позитивным шагом в армяно-азербайджанских отношениях, более того встреча оценивается как серьезное достижение в двусторонних отношениях», - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Официальный Баку заинтересован в этом диалоге
По его мнению, происходящее является реальным диалогом.
«Но обязательно надо учитывать разницу политических систем и составов делегация двух стран. В Армении есть демократия, выборы, свобода слова, и не обязательно, чтобы твое мнение совпадало с мнением правительства. Как результат в составе нашей делегации были, действительно, представители гражданского общества. В случае с Азербайджаном политическая система иная, режим авторитарный, и в этом смысле в составе азербайджанской делегации люди, которые четко знают границы дозволенного. И они должны быть абсолютно лояльны. Но этот факт также говорит о том, что официальный Баку заинтересован в этом диалоге, иначе бы не позволил этим людям посетить Армению», - отметил он.
Политолог уверен, что было невозможно добиться встречи с армянскими пленными во время этого визита.
«Это было невозможно. и несмотря на это армянская делегация все таки попробовал добиться этого, включив в свою повестку встречу с пленными. Но очевидно, в Баку на таком начальном этапе не организовали бы такую встречу. Здесь важно продолжать этот процесс, и не мешать переговорам по освобождению пленных. Главное – их освобождение, и если этому процессу помешает встреча делегации с пленными, то ее следует отложить», - указал Эдгар Варданян.
В Баку проходят судебные процессы по уголовным делам бывших представителей карабахских властей. Бывшего госминистра Рубена Варданяна судят отдельно от 15 бывших руководителей Нагорного Карабаха, говорится в справке "Кавказского узла" "Варданян и 15 руководителей Карабаха: главное о судах в Баку". Кроме того, среди 23 армянских заключенных - есть семеро осужденных в Азербайджане по статьям о шпионаже, о пытках военнопленных и мирных жителей, по обвинению в наемничестве и терроризме. Осуждены они были в период с 2021 по 2025 год.
Итоги встречи разочаровали армянское общество
В обществе считают, что члены делегации говорили от имени партии «Гражданский договор», а не Армении, отмечает политический обозреватель Севак Акопян.
"После возвращения из Баку они делали заявления, которые можно считать азербайджанскими тезисами. Если члены азербайджанской делегации после визита в Ереван вернулись и заявляли об «Эриване», называли Армению «Западный Азербайджан», члены армянской делегации вернулись с азербайджанскими тезисами о том, что война для Баку завершилась, Алиев не называл озеро Севан азербайджанским, территориальных претензий нет и так далее. Если война завершилась, почему армянские пленные все еще в Баку? В обществе много подобных вопросов», - сказал он.
Сколько освобождение пленных является первоочередной задачей для Пашиняна, столько и встреча с ними была первоочередной целью нашей делегации
Он уверен, что если бы в Армении были азербайджанские пленные, то их делегация обязательно бы настояла на встрече с ними.
«Если они строят мир, почему не посетили пленных? Сколько освобождение пленных является первоочередной задачей для Пашиняна, столько и встреча с ними была первоочередной целью нашей делегации. Представляете, если бы в Армении были азербайджанские пленные, включая генералов и президентов, чтобы они сделали с членами делегации, которые бы приехали в Ереван и не встретились бы с ними после возвращения в Баку?" - спросил он.
Он подчеркнул, что члены армянской делегации не подняли на встрече территориальные вопросы, а также возвращение на родину беженцев из Нагорного Карабаха.
По официальным данным, которые подтверждали представительница пленных в ЕСПЧ Сирануш Саакян и бывший омбудсмен Нагорно-Карабахской республики Артак Бегларян, в Азербайджане на данный момент содержится 23 подтвержденных армянских пленных, большинство из которых были захвачены после войны 2020 года. Среди них 6 гражданских лиц, 9 военных и 8 политиков.