Более тридцати молодых правозащитников со всего Северного Кавказа собрались в курортном Пятигорске, чтобы изучить тонкости непростой, но как никогда актуальной нынче задачи - защищать права человека. Назывался обучающий семинар-тренинг соответствующе - "Развитие правозащитного и гражданского образования в регионе". Его организовали активисты Московской хельсинкской группы и международной сети "Молодежное правозащитное движение".
Несмотря на то, что в рамках семинара-тренинга читался курс по основам прав человека, организаторы пригласили опытных участников (среди них даже проводился отборочный конкурс) - тех, кто уже на практике знаком и с нарушениями, и с методами защиты наших с вами прав. А сделано это намеренно, поскольку предполагается, что "вооруженные" теперь еще и теорией молодые волонтеры будут двигать правозащитную науку в своих городах.
Непосредственной организацией семинара-тренинга занималось представительство Московской хельсинкской группы на Северном Кавказе.
- На Кавказе права человека нарушаются на каждом шагу, но люди привыкли к этому, смирились, - отметила руководитель представительства Любовь Башинова. - Правозащитники учат гражданской активности: не принимать произвол властей как данность, а мирными путями бороться с ним. Со "взрослыми" некоммерческими организациями мы сотрудничаем постоянно, обмениваемся опытом, а вот столько молодежи собрали впервые. Даже не ожидали, что будет так много желающих...
Обучали молодых правозащитников тренеры Свободного университета: Андрей Юров из Воронежа и Александр Улесов из Москвы. За многолетнюю практику только в их вводном курсе по правам человека обучались более двух тысяч человек из России и других стран мира. В рамках нынешнего семинара рассматривались пять основных тем: социальное творчество, гражданская активность, права человека, гражданская журналистика и неформальное образование. О том, как правильно защищать наши права и свободы, как строить взаимоотношения с властью и населением и, наконец, как не путать нарушение прав человека с нежеланием государства заботиться о своих гражданах. То есть, например, если вас обвесили в магазине, то это нарушение прав потребителя, а если властные структуры по вашей просьбе не захотели разбираться с обманувшим продавцом, то это уже нарушение прав человека.
Вторая половина семинара-тренинга была посвящена детальному разбору методов развития программ правозащитного образования в регионе, а также налаживанию контактов и обсуждению возможных совместных проектов. Во многом подобные встречи и устраиваются для того, чтобы участники из разных городов познакомились друг с другом. Ведь людей, посвятивших свою жизнь новому для России виду деятельности - защите прав человека, очень и очень немного, и действовать им необходимо сообща. Например, Раффи Афтанделян нашел на семинаре немало единомышленников. Шесть лет назад он приехал в Россию из Беркли (штат Калифорния) работать добровольцем по международному проекту "Альтернатива насилию". Пять лет курировал в столице проект, занимался переводами тренинговых пособий, сам преподавал.
- Сегодня эта программа действует в Москве, Липецке, Белоруссии, Грозном, в палаточных лагерях Ингушетии, - рассказал Р. Афтанделян. - Я уже год работаю в Назрани координатором по работе с местным населением. Учу людей доверию, мирному разрешению конфликтов. В частности, в Предгорном районе, который расположен между Ингушетией и Северной Осетией, провожу тренинги с молодежью. Общаюсь с большим количеством талантливой молодежи, но они, проживая в ужасных условиях, думают только о себе и своих семьях. Больше их не интересует ничего. Это не типично для ингушей, традиционно добрых и щедрых. Люди озлоблены, они потеряли ощущение собственного достоинства. И это очень грустно.
Сегодня модно призывать всех "строить гражданское общество". Для российского человека, воспитанного многолетним, совсем недемократическим прошлым, эта абстрактная формулировка малопонятна. Сложно привыкнуть к тому, что у всех нас есть неотъемлемые права и никто не может их нарушать. Поэтому-то и приучать к этой мысли нужно смолоду. И тогда, возможно, что-то изменится в массовом сознании россиян и жить мы все станем совсем по-другому.
Опубликовано 1 августа 2003 года