17:44 / 07.08.2003Свои и чужие

Свободная пресса в Армении не состоялась. Об этом свидетельствует начавшийся процесс по делу об убийстве Тиграна Нагдаляна. Снова - как до убийства, как сразу после убийства - так и сейчас проявилась неприглядная роль прессы в этом деле.

Одна из газет в день суда вышла с шапкой: "Начинается судебный процесс над Арменом Саркисяном". В этой шапке - кредо газеты. То есть суд идет не по делу об убийстве Тиграна Нагдаляна, а над Арменом Саркисяном. Акценты расставлены однозначно. И означает этот акцент, что Тигран Нагдалян для этой газеты - "чужой", а Армен Саркисян - "свой". "Своего" газета заботливо готова взять "под крыло" и превратить в политического заключенного. Как то было с уголовным делом бывшего начальника тюрем и колоний. А потом у нас еще очень любят рассуждать, что никто ни за что не несет наказания. Попробуй накажи... Вой на весь мир стоять будет.

Такую позицию можно понять. Уже приходилось говорить о том, что в смерти Тиграна Нагдаляна виновны не только те, кто обязан нести за это уголовную ответственность, но и те, на чьи плечи ложится ответственность моральная. Это - люди, которые после 27 октября 1999 года сделали своим "хлебом" распространение всякого рода клеветнической информации, люди, которые взяли на себя миссию натравливания родственников погибших на политических оппонентов. Атмосфера ненависти, разжигаемая оппозиционной прессой после 27 октября, сыграла свою роль. Все эти годы добросовестно нашептывались братьям Саркисянам на ушко разные гадости. И в конце концов дошептались... До того, что Армен Саркисян оказался на скамье подсудимых.

Эта порода людей хуже даже тех БТРок, которые после судебного заседания атаковали адвоката Рубена Рштуни - представителя интересов отца Тиграна Нагдаляна... Обвиняли его в продажности! В том, что Рштуни "продался" отцу убитого. Ну разве после этого поднимется рука в чем-то обвинять этих душевнобольных? Они же невменяемы, по ним давно психушка плачет. Но вот кто довел их до такой кондиции, когда все видится наоборот? Они ведь действительно убеждены, что адвоката Рубена Рштуни надо пригвоздить к позорному столбу, потому что он защищает интересы семьи убитого... Они ведь не прикидываются, они ведь действительно убеждены, что вовсе не улики - главное и не Армена Саркисяна судить надо, а Тиграна Нагдаляна, его родителей, их адвоката. В этом они видят справедливость и "Справедливость". Кто их до этого довел?

Впрочем, о чем говорить, если и сама "Справедливость" недалеко ушла. Вспомним знаменитый меморандум "объединенной" оппозиции от 16 марта: "Арестом Армена Саркисяна власти предлагают гарантии исполнителям террористического акта 27 октября". Во как! Еще не раз вспомним этот блеск объединенного оппозиционного ума. По ходу суда. При жизни Тиграна Нагдаляна травили, распространяли слухи, которые, кстати, сыграли не последнюю роль в планах организаторов убийства. Вспомним хотя бы о том, как буквально за несколько дней до трагедии прошли слухи о противоречиях, якобы имеющих место между Тиграном Нагдаляном и аппаратом президента.

Одну такую "утку" подбросили через "Иравунк". Любопытно, кто был первоисточником дезинформации? Впрочем, какая разница, подбрасывать такого рода утечки в нашу прессу - дело плевое. Очевидно, что сыграли на амбициях газеты... Эксклюзивная информация. Из "достоверных" источников. Дело не в "Иравунке" и не в том, что они в чем-то виноваты, проблема в том, что слишком быстро покупается на подобного рода "утки" и "уточки" наша чересчур "свободная" пресса, не задумываясь, что тираж тиражом, но раз слухи распространяются, значит, это кому-то нужно? И часто в очень нечистоплотных целях, как и было в случае со слухами о Тигране Нагдаляне.

При жизни его всячески стремились скомпрометировать. Одну историю с пресловутой кассетой сколько раз выворачивали наизнанку. При этом так и не было ответа на простой вопрос: "Что могло быть смонтажировано на кассете, на которой было запечатлено то, что своими глазами видели десятки присутствующих в зале НС?".

Линия на компрометацию продолжилась и после смерти Тиграна. Сейчас эта когорта "коллег" Тиграна всячески стремится скомпрометировать его биографию. Дескать, и в быту он был нечистоплотен, и на финансовые махинации намекают, и на непринципиальность, и прочее и прочее. Дескать, убили, и черт с ним. Несколько иначе, но, тем не менее, высказался Альберт Базеян: мол, есть же у правоохранителей дела поважней, чем убийство какого-то Нагдаляна.

После смерти Тиграна некоторые из его "коллег" даже отказали ему в праве называться журналистом, называя его скорее политиком, чем журналистом. Так и писалось, что речь надо вести не об убийстве журналиста, а об убийстве политика. Что тоже, разумеется, делалось с нечистоплотными целями.

Во-первых, потому, что в глазах этой публики врагом прессы могут быть только власти, априори. Убийство Нагдаляна в эту "аксиому" не укладывалось. Вот и пришлось говорить, что не журналистом он был, а политиком. Во-вторых, известно, какой резонанс и осуждение вызывает убийство журналиста. Вот этот резонанс и стремились ослабить. Дескать, какой Тигран журналист, политик он был, потому и шум особо поднимать не стоит. Политиков мочить - дело если и не святое, то уж точно не зазорное. Можно цитаты привести, чтоб не быть голословным. Но слишком все это дешево.

Одно хочется спросить у "коллег": уж если Тигран Нагдалян не журналист, то кто же тогда журналист? Неужто Марк Григорян?

Автор: