Продолжительная болезнь президента Гейдара Алиева повышает вероятность политической конфронтации, которая может начаться в ближайшее время в Азербайджане. Власти предпринимают шаги, направленные на запугивание оппозиционных политиков и журналистов. По некоторым признакам, для сохранения власти высокопоставленные чины администрации готовы к еще более радикальным действиям, включая перенос на более поздний срок президентских выборов.
Сообщается, что Алиев, которого никто не видел и не слышал уже в течение трех недель, серьезно болен и находится в турецком военном госпитале. Ближайшее окружение Алиева настаивает на том, что президент продолжает выполнять функции главы государства и в скором времени намерен вернуться в Азербайджан. В дополнение к этому, Алиев остается кандидатом правящей партии "Новый Азербайджан" на предстоящих 15 октября президентских выборах. "Чувствует он себя хорошо, - сказал 28 июля сын президента Ильхам Алиев. - Господин президент контролирует всю работу [государственных структур]".
Оппозиционные СМИ продолжают настаивать, что президент находится в критическом состоянии. А по некоторым сообщениям, Алиев, возможно, уже умер. "Ильхам Алиев сказал, что президент контролирует положение дел в стране. Разумеется, все понимают, что он блефует", - говорится в комментарии оппозиционной газеты "Хуррийят" от 29 июля. "Госпиталь - не место для тех, кто чувствует себя хорошо... Как можно управлять государством, когда к вам подключен аппарат для искусственного дыхания?"
Координационный центр оппозиции, объединяющий крупнейшие оппозиционные партии страны, направил главе президентской администрации Рамизу Мехтиеву запрос, касающийся трудоспособности Алиева. В письме ставится под вопрос законность подписываемых им декретов и содержится требование информировать общество о состоянии здоровья президента.
Как считают местные аналитики, в результате болезни Алиева уже сегодня образовался вакуум власти, который вполне способен привести к политической дестабилизации. Некоторые наблюдатели отмечают и появление разногласий в правящей партии "Новый Азербайджан". "Советники и чиновники, которые привыкли находиться в подчинении у одного человека [Алиева], внезапно лишились руководства, и никому не известно, кто же теперь начальник", - отмечается в редакционной статье независимой газеты "Азадлыг".
Своим политическим наследником Алиев называет сына Ильхама, однако в правящих кругах, как известно, нет единого мнения по вопросу о способности младшего Алиева справиться с процессом политического перехода. Неуверенность в преемнике не позволяет правящей элите принять решение о политических шагах, которые должны быть сделаны в случае смерти Гейдара Алиева.
Очень многие готовы согласиться с династическим способом передачи власти. Однако отдельные члены партии "Новый Азербайджан" выступают за альтернативный вариант развития событий. Муса Мусаев, член парламента от партии "Новый Азербайджан", публично обвинил некоторых депутатов из своей фракции в том, что они вступили в тайные переговоры с оппозицией. Не называя имен, он дал понять, что в этом замешаны также некоторые министры и главы государственных компаний.
Правящей партии приходится бороться не только с внутренним расколом по вопросу о смене руководства, но и со становящейся все более агрессивной оппозицией. 2 августа оппозиция собирается провести массовый митинг.
В последние несколько дней некоторые деятели из ближайшего окружения Алиева выступили с резкой критикой оппозиции, попытавшись навесить на оппонентов администрации ярлык врагов стабильности. Одновременно прокуратура пригрозила оппозиционным СМИ "серьезными мерами", которые будут приняты в ответ на "клеветническую" информацию о состоянии здоровья Алиева.
"Их [оппозиции] средства печати сознательно дезинформируют азербайджанскую общественность, стремясь привести ее в неуправляемое состояние", - заявил 27 июля один из ближайших помощников Алиева Али Гасанов телекомпании ANS. "Они [лидеры оппозиции] раскачивают лодку, потому что оппозиции не по душе общественно-политическая стабильность. Она их не устраивает".
Дело не ограничилось словесными нападками. В последние недели дорожная полиция несколько раз останавливала на улицах Баку кортежи лидеров оппозиции. 26 июля власти задержали нескольких журналистов, разъезжавшихся после встречи на квартире Рауфа Арифоглу, главного редактора оппозиционной газеты "Ени Мусават". Кроме Арифоглу, были задержаны такие известные журналисты, как Ариф Алиев, глава журналистского объединения "Ени нясил", и Афлатун Амашев, председатель Совета прессы Азербайджана.
Журналистов обвинили в создании помех для дорожного движения и, продержав примерно час, освободили из-под стражи. Один из задержанных журналистов, Амашев, назвал этот инцидент "психологическим терроризмом". Международная организация "Репортеры без границ" заявила, что инцидент имеет политическую подоплеку, а его "цель заключалась в том, чтобы предотвратить раскрытие журналистами вещей, которые вызывают недовольство" администрации Алиева.
По мнению многих наблюдателей в Баку, навешивая на лидеров оппозиции ярлык агентов дестабилизации, правительство готовит почву для широкомасштабных репрессий. В своих комментариях от 28 июля Ильхам Алиев фактически подтвердил, что правительство пойдет на любые меры, чтобы удержать власть.
"Единственный способ, каким они [оппозиция] могут достичь своих целей, это создать атмосферу неразберихи и беспорядков", - сказал Ильхам. "Но мы никогда этого не допустим. Мы не позволим оппозиции прийти к власти. Шансы оппозиции прийти к власти равны нулю".
Некоторые наблюдатели ожидают в ближайшие недели эскалации репрессий в отношении оппозиции и независимых СМИ. Они не исключают также, что в случае смерти Алиева администрация может принять решение о переносе президентских выборов на более поздний срок.
Сообщения о развертывании военных подразделений в столице страны, Баку, указывают на то, что правительство готово к любым неожиданностям. По сообщению "Ени Мусават", было замечено, что в ночь на 27 июля в город вошла колонна из 50 грузовиков с солдатами. Газета заявила также, что вооруженные силы по всей стране приведены в состояние боевой готовности.
"Власти пошли на этот шаг, чтобы быть готовыми к любым чрезвычайным ситуациям, которые могут возникнуть после смерти президента, - говорится в редакционной статье "Ени Мусават". - И не случайно переброска войск происходит за несколько дней до митинга оппозиции, запланированного на 2 августа".
Опубликовано 1 августа 2003 года