12:34 / 04.03.2025Защита осужденных в ангарской колонии не согласилась с решением суда

Несколько осужденных, среди которых уроженец Чечни Хумайд Хайдаев, приговорены к длительным срокам по делу о бунте в колонии в Ангарске. Защита заявила, что обжалует приговор. 

Как информировал "Кавказский узел", уроженец Чечни Хумайд Хайдаев, обвиняемый по делу о бунте в ангарской колонии, в конце 2023 года проводил голодовку в СИЗО, протестуя против дискриминации по религиозному признаку. Вместе с ним голодал еще один фигурант дела о бунте. При этом  Хумайд Хайдаев дал показания в суде, отвергнув обвинение в организации группы заключенных и избиении сотрудника колонии. Правозащитный проект "Поддержка политзеков. Мемориал"* признал Хайдаева политзаключенным.

Беспорядки в колонии произошли в апреле 2020 года. Пострадали 18 человек, среди которых были сотрудники колонии. В апреле 2020 года правозащитники заявили, что Хумайд Хайдаев подвергся жестоким пыткам после бунта заключенных колонии в Ангарске. Адвокаты Хайдаева потребовали от руководителей Генпрокуратуры и Следкома проверить информацию о пытках. Управление СКР по Иркутской области не обнаружило состава преступления в действиях сотрудников СИЗО, где, как утверждает Хайдаев, его пытали после бунта в колонии. 8 июня 2022 года суд в Иркутске признал законным отказ в возбуждении дела о пытках Хайдаева.

Иркутский областной суд вынес приговор по делу о бунте осужденных в ИК-15 Ангарска, сообщила 26 февраля пресс-служба прокуратуры Иркутской области в телеграмм-канале ведомства.

12 заключенных признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 212 УК РФ (массовые беспорядки), частью 3 статьи 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества), их осудили на сроки от 5 лет 6 месяцев до 21 года. Никто из них не признал вину, следует из сообщения прокуратуры.

ИК-15 является самым большим исправительным учреждением Иркутской области и рассчитано на 1,5 тысячи осужденных. Колония относится к исправительным учреждениям строгого режима. На момент бунта в колонии содержалось более 1,1 тысячи человек, 300 из которых после беспорядков вывезли в СИЗО Иркутска и Ангарска. Изначально обвинение было предъявлено 19 участникам беспорядков.

В ходе судебного процесса, длившегося с лета 2023 года, в отношении шести подсудимых "производство по уголовному делу было приостановлено в связи с заключением контрактов для участия в СВО", со ссылкой на пресс-службу суда сообщает "Коммерсант". По данным издания, еще один подсудимый умер.

Издание "Ангарск 38" сообщило имена осужденных. Антон Оленников был приговорён к 21 году в колонии строгого режима с учётом ранее вынесенного приговора по делу о пытках осуждённых в СИЗО-1 после бунта. Срок для Александра Панчихина составил 5,5 года, для Семёна Францева — 15 лет и 1 день. Хумайда Хайдаеву назначили 17 лет и один день лишения свободы, а Александра Эпова приговорили к 14 годам и 1 дню. Трое мужчин также были признаны виновными в участии в беспорядках: Денис Саркисьян получил 5,5 года, Айыраш Сарыглар — 6 лет, а Степан Степанов — 5,5 года и один день.

Все осуждённые получили зачет времени, проведённого под стражей, в расчете один день за один день лишения свободы. Упоминание одного дня заключения связано с тем, что большинство осуждённых не успели отбыть предыдущие сроки, которые были добавлены к приговору по делу о бунте.

С каждого осуждённого суд взыскал расходы на адвоката в пользу государства — от 350 до 500 тысяч рублей с человека, а также с восьми первых осуждённых взыскали по 80 тысяч рублей в пользу потерпевшего Алексея Карбовского.

Адвокаты подсудимых заявили о намерении обжаловать приговор.

Мы недавно обновили приложение на Android и iOS, обновите и вы! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram, либо использовать браузер CENO для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Смотрите видео "Кавказского узла" в YouTube и оставайтесь на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* внесен в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:"Кавказский узел"
05.03.2025 в 08:45eliseo
Защита осужденных может не соглашаться с решением суда (что вполне оправдано), но вот вряд ли это повлияет на позицию судей. Потому как решение принято, и отменять его никто не будет. Даже если есть достоверные свидетельства о невиновности заключенных в инкриминируемых им преступлениях (беспорядки, дезорганизация деятельности колонии). потому как в таком случае придется наказывать уже работников ФСИН. следователей и всех остальных, кто имел отношение к «раскрутке» этого уголовного дела. А пытки и истязания заключенных в колониях стали настолько обыденным делом, что надзорные органы даже не реагируют на такое. Одному из моих друзей детства довелось пробыть достаточно длительный срок в тюрьме. Рассказывал. Приехала к ним прокурорская проверка, а его и нескольких других заключенных буквально за день-два до этого, жестоко избила охрана, придравшись по какому-то пустяку. У всех следы избиений, что говорится налицо – гематомы, синяки, у одного рука перевязана, а проверяющий сделал вид, что ничего этого не вид, спросил есть ли какие жалобы, и быстренько удалился в кабинет начальника. Само собой на свой вопрос он получил отрицательный ответ, потому как всех заключенных заранее предупредили, что если кто-то вздумает пожаловаться, то последствия будут еще хуже. Поэтому не удивляет, что Управление СКР по Иркутской области «не обнаружило состава преступления в действиях сотрудников СИЗО», пытавших Хайдаева и других. 
04.03.2025 в 15:32katina
Помимо того, что Хайдаев подвергался дискриминации по религиозному принципу, его и некоторых других фигурантов этого дела, если мне не изменяет память, не только подвергали жестоким избиениям и пыткам (это видно даже по фото, размещенном в заголовке статьи), но еще и намеренно держали в холодном помещении. Им специально отключали отопление в камерах в дневное время суток, несмотря на то, что температура воздуха на улице доходила до минус 20 градусов по Цельсию. Пытка холодом, вещь страшная. Однажды довелось с другом провести зимой ночь на «губе» в комендатуре военного гарнизона, где мы проходили срочную службу. Начальником там был какой-то старлей из нацменов. Обещал, что «сломает» нас, когда мы отказались выполнить его идиотский приказ ползать по-пластунки по грязи. Закинул в камеру, где на ночь выдали по две сколоченные доски в качестве лежанки, и одну шинель на двоих. Всю ночь приседали, отжимались и делали различные физические упражнения, чтобы совсем не замерзнуть. Наутро он нас еще хлоркой траванул. А потом за нами приехал наш ротный, узнал, что да как было, и поговорил с тем начальничком с глазу на глаз, после чего тот имел помятый и растерянный вид. Крутой мужик был наш комроты, настоящий человек. Сам драл с нас три шкуры, превращая нас в нормальных солдат, но вот не любил, когда его бойцов «воспитывали» чужие, да еще такими вот жестокими методами.