13:46 / 15.01.2025Жалоба контрактника на отсутствие лечения в Чечне привлекла внимание следствия

Следователи и сотрудники прокуратуры опросили военнослужащего Руслана Аразова, который пожаловался, что выписан из госпиталя в Чечне, хотя не получил должного лечения. По мнению юристов, врачи допустили нарушение прав контрактника.

Как писал "Кавказский узел", 9 января военнослужащий-контрактник Руслан Аразов опубликовал видеообращение к Владимиру Путину и министру обороны Андрею Белоусову. Он сообщил, что в зоне военной операции на Украине получил осколочные ранения и перелом ноги и поступил в госпиталь в Чечне, где за семь дней "никакого лечения не получил", за исключением перевязок и обработки раны "зеленкой". Также он заявил, что был выписан из госпиталя, хотя врачи даже не удалили осколки. Аразов потребовал привлечь виновных к ответственности.

После публикации видеообращения военнослужащего пригласили в управление Следственного комитета, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сам Руслан Аразов. "После обращения меня вызвали в Следственный комитет по Чечне. Я там дал показания по факту моего видеообращения и жалобы на то, что я не получаю должного лечения в госпитале. Потом я дал показания в прокуратуре. Это было в конце прошлой недели. Информацию о ходе проверки я могу получить лишь в письменном виде. Жду результатов. После обращения на меня никто не оказывал давление, никто не требовал удалить видео", - рассказал он.

Ни уколов, ни капельниц, ни таблеток, лечат, можно сказать, зеленкой и бинтами

Аразов отметил, что его выписали из госпиталя 3 января, и с тех пор он находится в расположении казармы военной части в Ханкале. "Отсюда, по идее, меня должны отправить в расположение моей части, где я служу. Я здесь такой не один. Тут были люди с перебитыми ногами, но из-за отсутствия паспорта с собой их выписывали без оказания помощи. Нет ни уколов, ни капельниц, ни таблеток, лечат, можно сказать, зеленкой и бинтами. Я был в госпитале с 25 декабря по 3 января. Не провели операцию, не достали осколки, ничего не сделали. А сейчас, находясь в казарме, я тем более не получаю никакого лечения. Я хожу на костылях, не могу опираться на левую ногу, могу только на пятку правой ноги. Осколки у меня и в правой, и в левой ноге. В левой ноге осколок сломал кость", - сообщил он.

Он признался, что раздосадован таким отношением к раненым военнослужащим. "Во всех рапортах я просил направить меня в любой другой госпиталь, чтобы я долечился. Кроме этого, я прошу привлечь к ответственности всех должностных лиц, которые виноваты в том, что мне и другим раненым не оказывают должную медицинскую помощь, не лечат их. Я хочу, чтобы не было чувства безответственности. Никто не жалуется на их действия, поэтому они вот так себя ведут. После ранения, я был уверен, что подлечусь и снова вернусь обратно. Но теперь все желание пропало из-за вот такого отношения к нам. Кроме этого, как я могу на костылях выполнять свои обязанности? В любом случае я требую лечения, требую достать из тела все осколки, а потом посмотрим, что будет", - сказал Руслан Аразов.

У военной хирургии другие стандарты

Подходы к лечению у военных врачей и гражданских часто отличаются, указала правозащитница, занимающаяся проблемами военнослужащих. "У военной хирургии другие стандарты. Если в теле есть осколки, но они не мешают жизнедеятельности, то их не стоит удалять путем хирургического вмешательства - такой подход существует в военной хирургии. Они считают, что это лишняя травма для раненого - когда вынимают осколок, не мешающий человеку. Но при этом они пишут в выписке, что необходимо обращаться в госпиталь, если осколки начнут мешать и создадут проблемы. Тогда они могут сделать эти ювелирные операции по удалению осколков", - рассказала она корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности.

В случае Аразова есть необходимость в хирургическом вмешательстве, поэтому раненому стоит написать рапорт сразу в Южный военный округ, считает она. "Советую ему написать рапорт на имя начальника медслужбы Южного военного округа, прикладывать госпитальную выписку, которую ему дали, описать, какие есть нарушения функции организма, которые не позволяют выполнять служебные обязанности. Попросить дать распоряжение командованию части о немедленном направлении в такой-то госпиталь. Кроме этого, нужно, чтобы кто-то еще написал об этом письмо. Лучше, чтобы это были родственники. Это можно сделать на сайте Минобороны, например. Практика показывает, что это не всегда, но чаще всего эффективный метод", - рассказала правозащитница.

Если раненый военнослужащий не доволен лечением, то ему необходимо написать заявление на имя главврача госпиталя с просьбой продолжить лечение, советует военный юрист Артем Мугунянц.

Ему должны сделать операцию либо выдать направление в гражданское учреждение

"В этом случае Аразову не надо было выписываться из госпиталя. Надо было написать заявление на имя главврача, просить удалить осколки из тела, продолжить лечение до тех пор, пока он не сможет полноценно ходить без костылей. Если выписывают, это означает, что человек выздоровел и сейчас здоров. В заявлении надо указать все жалобы на состояние здоровья, описать все боли и беспокойства. В данном случае ему должны сделать операцию либо выдать направление в гражданское учреждение, где сделают операцию. Соответственно, после операции у него будет отпуск, время на реабилитацию", - сказал Мугунянц корреспонденту "Кавказского узла".

Но поскольку Аразов уже выписан без надлежащего лечения, при этом не может самостоятельно передвигаться, то ему нужно обратиться в прокуратуру и СК, отметил юрист.

"Фактически нарушены права военнослужащего на получение медицинской помощи, а со стороны врачей госпиталя допущена халатность, потому что раненый испытывает боли, у него в теле осколки, он не может ходить, но его выписывают. Здесь все довольно очевидно. Но на всякий случай ему стоит обратиться в гражданское медицинское учреждение, получать диагноз с описанием состояния его здоровья, чтобы при необходимости у него были определенные неопровержимые доказательства", - отметил Артем Мугунянц.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Установите наше мобильное приложение для IOS. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Смотрите видео "Кавказского узла" в YouTube и оставайтесь на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Роман Кужев
16.01.2025 в 08:57cindie_hahn
gil # 

Реально дикость, если раненный должен писать заявление врачу о том, с просьбой о проведении операции. Такое вообще в голове не укладывается. 

15.01.2025 в 18:37Игорь Сажин
А может врачи работают на другую сторону и поставили задачу, чтобы меньше раненых вернулись в строй? 
15.01.2025 в 18:39Игорь Сажин
Мне больше всего понравились комментарии, что раненный должен был писать заявление, что бы ему сделали операцию. А без заявления у нас уже раненным операции не делаются? Т.е. если солдатик не попросит - ну и бог с ним?
16.01.2025 в 12:16Игорь Сажин
И ведь вылечил, по коновальски, но вылечил... Великие советские солдатские врачи... 
17.01.2025 в 08:13joseph
От shiela.ratke # Игорь Сажин (Эксперт) # Что есть, то есть. Надо признать, пусть и таким зверским способом, но вылечил, коновал. Пару раз потом ходил к нему в санчасть, он осматривал рану, накладывал мазь, снова залепливал пластырем и вперед, служи дальше, солдат. Фамилию его забыл за давностью лет, а вот имя помню – Сергей. Капитан, военный медик. Что-что, а военная медицина в СССР была на уровне.
16.01.2025 в 00:07gil
Абсолютно с вами согласен. Вопиющий факт...
16.01.2025 в 00:11gil
Кстати, украинские новости как-то заявили, что на Украине в строй врачи возвращают больше солдат. Тогда я не поверил, теперь призадумался. Но, надеюсь что такого отношения как в Чечне к раненым, в других субъектах нет...
15.01.2025 в 20:16romaine.marquardt
Игорь Сажин (Эксперт) # Ну это уже изменой Родине попахивает, со всеми вытекающими. Вряд ли кто осмелится на такое. Помнится в первую военную кампанию в Чечне, были слухи о некоем враче-хирурге из местных (фамилию забыл за давностью лет), который, якобы, специально ампутировал конечности раненным боевикам, вместо того, чтобы лечить. Мол, действовал в интересах федералов, выводил из строя чеченских бойцов. Чем закончилась та история, не знаю. 
15.01.2025 в 20:22colby
Игорь Сажин (Эксперт) # Я тоже обратил на это внимание. Интересно, как в таком случае быть тем военнослужащим, что попали в госпиталь, будучи в бессознательном состоянии, или получили тяжелые ранения рук и не имеют возможности писать заявления? С какой стати солдат должен бегать за врачами и просить, чтобы ему оказали помощь, провели операцию и все такое? Бред какой-то. Непонятно, на каком основании врач выписывает больного, нуждающегося в продолжении лечения, и тем более, операционном вмешательстве?
15.01.2025 в 20:32kendrick
Может быть, я ошибаюсь, но, если речь идет о раненном военнослужащем, которому не оказали необходимую помощь в военном же госпитале, то, этим делом должны были заниматься сотрудники военной прокуратуры, возможно и особисты, которые есть при каждой военной части. Как-никак речь идет о здоровье военнослужащего, получившего ранение в ходе боевых действий. Какая главная задача стоит перед военврачами в период военных действий? Правильно, как можно скорее поставить на ноги раненного бойца и вернуть его в строй. А история с Аразовым, это чуть ли не саботаж. То обстоятельство, что заявителя опросили в Следкоме Чечни и чеченской же прокуратуре, еще ничего не значит. В Чечне все связаны друг с другом, там родственник на родственнике, однотейповец на однотейповце и все прочее. Подключат «кого надо», позвонят «кому нужно», «занесут» куда положено, и дело тихо спустят на тормозах. Поэтому, данный вопрос должен обязательно быть под контролем военных. 
16.01.2025 в 08:52shiela.ratke
gil # Нисколько не удивит, если это действительно так. К тому же, часть раненных военнослужащих ВСУ получают медпомощь и за пределами Украины, в той же Польше, или Германии. Протезы им ставят хорошие и все остальное. А в нашей армии отношение к солдатам всегда было в целом наплевательским. Сам служил в конце 80-х в Советской Армии, знаю. Основные «лечебные средства» - зеленка и йод. Ну и пилюли какие- то. Что от головы, что от желудка и всего прочего. На учениях как-то поранил кисть руки, через день рука начала опухать, еще через пару дней вернулись в часть. Пошел в полковую медчасть. А там врач осмотрел руку, и без долгих разговоров сделал скальпелем разрез, начал выдавливать гной (больно, аж в глазах потемнело), а он: «Ты же солдат! Терпи!». Поковырялся еще в ране, промыл каким-то раствором, потом смазал йодом, залепил лейкопластырем и свободен. Никаких обезбаливающих и всего прочего. Шрам до сих пор остался на память о том эпизоде. 
16.01.2025 в 12:19Игорь Сажин
У нас похоже все превращается в бизнес. Начинаешь невольно уважать СССР со всеми его производными, где бизнес мог возникнуть, но как-то переферийно, но не так в нагляк... Типа хочешь операцию - плати... Самое удивительное, что власть не хочет этого ничего видеть и как-то сама соглашается, что капитализм есть капитализм. Захотели капитализм - огребайте по полной программе и сами под шумок получают все дивиденды с этого капитализма. 
17.01.2025 в 08:27gus_greenholt
Игорь Сажин (Эксперт) # Да, в СССР такого быть не могло по определению. Какой там бизнес на больных и лекарствах? Вмиг бы взяли за шкирку, и водворили куда надо. Отец, что провел бОльшую часть жизни в Казахстане, рассказывал. Приехал к ним в районную больницу молодой врач. Очень хороший специалист. Как все говорили «с легкой рукой и добрым сердцем». Помимо прочего, он детишкам местным обрезание делал. А у казахов было принято (не знаю как сейчас), благодарить за это деньгами или чем-то еще. Прием сумма была чисто символическая то ли 5 то ли 10 рублей, кусок ткани там, или коньячок дорогой. Причем отказ от «благодарности» не принимался категорически. И вот после очередной такой операции, кто-то настучал «куда надо», что мол, молодой специалист, позорит высокое звание советского врача, берет с трудового народа деньги и все в таком духе. Так парня чуть в тюрьму не упекли за взяточничество. Отец был на том суде с многочисленными свидетелями, что пришли поддержать любимого у уважаемого в поселке врача. В общем, тому дали три года условно, с запретом работать на это время. Такая вот история. А теперь у нас «капитализм», «рыночные отношения», и все на взятках. Причем немалых.