21:26 / 26.12.2024Российские военные эксперты исключили фактор систем ПВО в крушении самолета Баку-Грозный

Характер повреждений самолета Баку-Грозный не подтверждает версию о причастности к его падению систем ПВО и связи с атакой дронов в Чечне, считают опрошенные "Кавказским узлом" военные эксперты. По их мнению, следует дождаться выводов комиссии.

Как писал "Кавказский узел", утром 25 декабря в трех километрах от города Актау на западе Казахстана упал самолет компании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный. На борту рейса было 62 пассажира и пять членов экипажа, по уточненным данным, выжили 29 человек. Сегодня в Азербайджане в связи с катастрофой объявлен траур. Нештатная ситуация на борту самолета Azerbaijan Airlines совпала с атакой дронов на Северном Кавказе, а следы повреждений на его обшивке могут указывать на взрыв внутри или снаружи, озвучили версии СМИ.

Военный обозреватель Павел Фельгенгауэр, военный эксперт Александр Храмчихин, капитан первого ранга, военный эксперт Василий Дандыкин и заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков прокомментировали "Кавказскому узлу" возможность того, что упавший в Актау самолет Баку-Грозный был сбит.

Павел Фельгенгауэр исключает, что самолет мог быть сбит системами ПВО.

"Это нужно определять на месте на уровне экспертов. Есть очевидные вещи: если по самолету попала шрапнель, то самолет сбит системами ПВО, если же нет следов от попадания шрапнели, то и не о чем говорить. Когда сбивают зенитной ракетой, то сбивают шрапнелью, на объекте появляется много дырок, и вряд ли кто-то может выжить в таком случае. Там всех прошило бы шрапнелью, и пассажиров, и экипаж. А они в хвосте выжили, значит, это больше похоже на вынужденную и неудачную посадку. Бывают мелкие ракеты ПЗРК, которые попадают в двигатель, например, тогда самолет может и сесть, но самолет не мог оказаться в поле поражения такой системы из-за высоты полета. В общем, все указывает на то, что самолет не был сбит", - сказал он "Кавказскому узлу".

По его словам, комиссия легко сможет определить причину падения. "Все очень просто: самолет упал на казахской территории, там будут работать казахские эксперты, которые ничем не ангажированы в этой ситуации, есть раненые, если в их телах есть шрапнель, то вывод очевиден. Хочу сказать, что достаточно просто будет для этой комиссии вынести заключение и подтвердить ту или иную версию", - указал он.

Что касается повторяющихся атак украинских дронов по Чечне, то он полагает, что такие налеты имеют в большей степени морально-психологическое значение.

"Украинские дроны летают далеко, долетают, как видим, до Урала и до Чечни. Боевые части там не слишком большие, но все равно наносят определенный ущерб. Однако они не способны нарушить военную логистику региона. Для Киева это скорее имеет морально-психологическое значение", - уверен он.

Все удары беспилотников в Чечне пришлись на здания, связанные с подготовкой бойцов для отправки в зону военной операции, говорится в справке "Кавказского узла" "Атаки беспилотников на Чечню". 

Александр Храмчихин также считает, что нет достаточно оснований для того, чтобы утверждать, что самолет сбит.

"Мне, конечно, удивительно, как самолет долетел до Актау, если в Чечне по самолету попали системой ПВО. Это на самом деле похоже на фантастику. Исключаю также возможность, что самолет мог быть поврежден, но при этом смог столько пролететь. Это не похоже на правду. В случае попадания какой-то ракеты или взрыва, там был бы совсем другой результат. То, что самолет мог быть сбит дроном, это еще больше из мира фантастики", - сказал он "Кавказскому узлу".

По его мнению, необходимо ждать вердикта комиссии.

"Казахстан, можно сказать, третья сторона в этой истории. Комиссия будет свободно работать, и ее заключение даст ответы на все вопросы. Вряд ли кто-то сможет повлиять на результаты ее работы и результаты заключения. Подождем и все узнаем", - отметил он.

Храмчихин согласен, что атаки украинских дронов по Чечне не могут нарушить военную логистику региона.

"Совершенно не понятно, как они могут что-то там нарушить. Если бы тысячами в день прилетали, тогда можно было бы о чем-то говорить. Но было пять атак. О чем тут речь? Это акции <Украины> для поднятия боевого духа", - указал он.

Когда самолет сбивают, практически никогда не бывает выживших. Потом, совершенно очевидно, что невозможно скрыть, например, раны на телах, если есть на них следы от шрапнели

Невозможно будет скрывать настоящую причину катастрофы, уверен Василий Дандыкин.

"Честно говоря, не очень похоже на то, что самолет сбит. Когда самолет сбивают, практически никогда не бывает выживших. Потом, совершенно очевидно, что невозможно скрыть, например, раны на телах, если есть на них следы от шрапнели – поражающего элемента. Тела же отправляют в разные страны, и там могут смогут все увидеть, скрыть ничего нельзя. Столько выживших, хвост самолет не так сильно пострадал. Мне кажется, версия с ПВО притянута за уши", - сказал он "Кавказскому узлу".

Он также подтвердил, что на видео, которое появилось 25 декабря в соцсетях, атака дронов.

"Нет в этом сомнений. Это попытка атаки. Все дроны были сбиты. Как я предполагал, системы ПВО были усилены в Чечне. Это позволяет сбивать дроны. Не все удастся сбить, но эффективность повышена", - отметил он.

От срабатывания системы ПВО и полета ракеты появляется большой дым, который нельзя не заметить. На видео пассажиров это было бы видно.

Версия сбитого самолета раскручивается дилетантами, уверен Константин Сивков.

"Разговоры идут о том, что у России плохая система ПВО, которая не способна отличить гражданский самолет от других. Но тогда, каждый день бы падали гражданские самолеты. Кроме этого, осколки от взрыва калиброванные, всегда одного размера, помимо этого если же попадание было ракетой, то самолет не мог бы маневрировать и улететь так далеко", - сказал он "Кавказскому узлу".

По его словам, есть много видео от пассажиров, которые снимали то, что происходило вокруг самолета. "Если дилетанты правы, то от срабатывания системы ПВО и полета ракеты появляется большой дым, который нельзя не заметить. На видео пассажиров это было бы видно. Хорошо видный издалека дымный след никто не пропустил бы из виду. Надо искать другую причину. Комиссия определит", - указал он. 

Вице-премьер Казахстана Канат Бозумбаев заявил сегодня, что официальных версий о причинах падения самолета пока нет. "Ни от России, ни от Азербайджана мы также не получали версий", - привело его слова ktk.kz.

В аэропорту Грозного сообщили, что не могли принять борт из-за тяжелых метеоусловий. В связи с туманом самолет был перенаправлен в Махачкалу, однако и в столице Дагестана погода не позволила осуществить посадку. Рейс был перенаправлен в Актау. Над восточным побережьем Каспийского моря пилот самолета объявил аварийную ситуацию с посадкой в Актау. Крушение произошло в трех километрах от аэропорта, сообщила 25 декабря "Российская газета".

Эту же версию привело и издание "Чечня сегодня". В международном аэропорту Грозного (Северный) им. А.А. Кадырова сообщили, что рейс из столицы Чечни был перенаправлен в Махачкалу из-за тумана, говорится в публикации от 25 декабря.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Установите наше мобильное приложение для Android и IOS. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Смотрите видео "Кавказского узла" в YouTube и оставайтесь на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:Роман Кужев
27.12.2024 в 09:16donovan_zboncak
Удивили, однако, эксперты, удивили своими выводами. Понятное дело, прямого попадания ракеты в самолет не было. В таком случае, он бы действительно взорвался в воздухе и разлетелся на куски. Но, утверждать, что фактор ПВО не имеет отношения к крушению лайнера, это грешить против истины. Откуда в таком случае взялись пробоины на фюзеляже и хвостовом оперении самолета? Скажите еще, что при падении борта его камнями или щебенкой поцарапало. Что касается, якобы, отсутствия ранений у пассажиров. Так на одном из снятых в салоне самолета видео была женщина с ранением в ногу. То, что осколки не прошили лайнер насквозь, может свидетельствовать о нескольких вещах. А) Выпущенная «Панцирем» ракета взорвалась на каком-то удалении от лайнера. Б) Она попала в дрон, который пытались сбить, и осколки пришлись по фюзеляжу лайнера. В) Не стоит забывать, что кроме зенитных ракет, которых у него 12 штук, «Панцирь» оснащен еще и двумя скорострельными пушками калибра 30 мм. Утверждается, что он способен обнаружить 30 видов целей, и одновременно поражать сразу четыре объекта. Утверждения о взрыве внутри самолета, также не выдерживают никакой критики. В таком случае он бы также мог развалиться в воздухе, а пробоины на фюзеляже были бы загнуты наружу, а не вовнутрь, как это видно на видео и фотосъемках. Но, даже если исключить версию повреждения азербайджанского самолета из-за взрыва ракеты, нужно как-то объяснять многочисленные пробоины на его корпусе. Откуда они взялись? Вопрос к вам, товарищи военные эксперты. 
27.12.2024 в 10:05nathanael
27.12.2024 в 09:31priscilla
Не надо путать и подменять понятия. Этот самолет не был СБИТ. Он был ПОДБИТ. Это разные вещи. Сбитый, падает сразу, подбитый может еще какое-то время держаться в воздухе, что мы и наблюдали в данном конкретном случае.
27.12.2024 в 09:55charise
 priscilla # Так и есть. Будь он сбит, упал бы еще в Чечне, а не перелетел бы через море до Казахстана.

27.12.2024 в 10:04nathanael
В чеченском сегменте Ватсап сегодня появилось фото военной колонны, в которой виден ЗРПК «Панцирь-С». Надпись под фото: «Интересный факт: из Грозного сегодня уехала колонна техники, среди которой был единственный ПЗРК «Панцирь-С», который стоял на вооружении ЧР. Заметают следы?». Тут есть одна неточность. «На вооружении ЧР», никаких «Панцирей» не стояло и не стоит. Они могут быть на вооружении дислоцированных в республике подразделений Минобороны России. Ну а то, что этот самый «Панцирь» куда-то выводят или перемещают, похоже на то, как российские военные прятали комплекс «Бук», после сбития в 2014-го года над Донбассом малазийского «Боинга». 
27.12.2024 в 12:00кямал али
Эксперты могут говорить неугодную своим правителям правду в демократической стране. Российские эксперты, если скажут правду против РФ, сядут надолго "за поддержку экстремизма" или другую глупую статью из этой серии. Поэтому [...] не эксперты а говоруны, озабоченные своей безопасностью

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

27.12.2024 в 11:27calandra_reynolds
а вам не кажется, что это фото сделано в летнее время?
27.12.2024 в 11:29calandra_reynolds
да и погодка вчера-сегодня в Грозном явно не солнечная, как на фото.
27.12.2024 в 11:34calandra_reynolds
фоточка и текст к ней - хороший пример того как легко можно скормить людям абсолютно любую туфту...
27.12.2024 в 17:26tony
calandra_reynolds # Не факт, несмотря на конец декабря в Грозном, снега нет. Как и на большей части территории республики.
27.12.2024 в 17:30tony
calandra_reynolds # А вот начет погоды соглашусь. Вчера-сегодня в Грозном было пасмурно. Но, опять-таки неизвестно, где именно было снято распространившееся в Ватсап фото с «Панцирем». Хотя, указание на то, что это был единственный «Панцирь» в Чечне, и без того вызывал сомнение. По неподтверждённым данным, в республику, после недавних прилетов БПЛА, их было поставлено несколько штук.
27.12.2024 в 17:32tony
calandra_reynolds # Возможно, возможно. Хотя до истории с поврежденным азербайджанским самолетом, никакой информации о наличии в Чечне «Панцирей», не было. 
27.12.2024 в 17:32calandra_reynolds
я не про снег, а про солнце и сухую трассу. да и одет военный мужчина не по-декабрьски.
27.12.2024 в 17:37barton
calandra_reynolds # От tony #. Военный выглядывает из кабины установки. Вполне себе мог просто снять верхнюю одежду. Внутри машины обычно тепло. Но не факт. Может быть Вы и правы. Фото могло и не иметь отношения к Чечне. 
27.12.2024 в 17:40chris
 кямал али (Опытный) # К сожалению, Вы правы. Говорить сегодня правду, проблематично. Как сказал Джордж Оруэлл: «Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм», А за экстремизм у нас, как известно, сажают. Причем надолго.