10:01 / 23.12.2024Исследователи назвали мотивы и способы действий уклонистов с Кавказа

Исследователи выяснили, как выбирают жизненную стратегию мужчины, находящиеся в зонах риска призыва и мобилизации в армию, но не желающих участвовать военных действиях. При этом они сравнили мотивы и способы действия жителей центральных регионов станы и Северного Кавказа.

Исследование провел APUS  - проект инициативной группы правозащитников, исследователей и юристов,  работающих с темой прав человека. Документ опубликован в разделе "Доклады" "Кавказского узла".

21 сентября 2022 года Владимир Путин объявил о частичной мобилизации. 28 октября того же года министр обороны отчитался президенту о ее завершении, однако соответствующего указа не последовало. Юристы пришли к выводу, что для завершения частичной мобилизации не нужен указ президента, пояснил пресс-секретарь Путина. После объявления "частичной мобилизации" военнослужащие-контрактники также потеряли возможность разорвать контракт до ее окончания. Иски военнослужащих, которые добиваются увольнения в связи с истечением срока контрактов, гарнизонные суды на юге России отказываются удовлетворять, ссылаясь на указ о мобилизации.

Всего исследователи провели 42 интервью с  мужчинами, потенциально попадающими под призыв или указ о "частичной мобилизации". В кавказскую часть выборки включены респонденты из Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана. В Чечне интервью не проводились, поскольку ситуации с мобилизацией и призывом там специфическая, отличающаяся от других регионов России, а потому требующая отдельного изучения, указали авторы исследования в релизе, поступившем в "Кавказский узел".

В тексте приведены многочисленные прямые цитаты респондентов, которые иллюстрируют их отношение к событиям на Украине и выбранные ими стратегии поведения.

В регионах Кавказа исследователи увидели, что мобилизанты чувствуют себя менее устойчивыми и защищенными, чем призывники: мобилизанты в интервью заявляли о том, что им в определенной ситуации, возможно, придется пойти в армию вопреки желанию.

Гуманистические, религиозные ценности и пацифистские взгляды служат опорой для стремления к сопротивлению призыву, но в некоторых случаях респонденты, придерживающиеся этих установок, отмечают, что при возникновении выбора - тюрьма или военная служба  - они вынужденно выберут военную службу.

Исследователи отмечают, что тут играет роль их большая зависимость от окружения, исторический опыт и осведомленность о дискриминации кавказцев в тюрьмах России. Устойчивее в сопротивлении мобилизации оказываются те, кто уверен, что с точки зрения ислама недопустимо участвовать в греховных событиях.

Никто из респондентов, придерживающихся этих взглядов, не был готов участвовать в специальной военной операции ни при каких обстоятельствах. 

Исследователи дали рекомендации правозащитникам по работе с этой категорией призывников и мобилизантов. 

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Установите наше мобильное приложение для Android и IOS. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Смотрите видео "Кавказского узла" в YouTube и оставайтесь на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:"Кавказский узел"
23.12.2024 в 16:05enid_wiza
«В Чечне интервью не проводились, поскольку ситуации с мобилизацией и призывом там специфическая, отличающаяся от других регионов России, а потому требующая отдельного изучения, указали авторы исследования…». Именно так все и есть. Поскольку в Чечне правит специфический режим, а республика, по сути, является одним огромным концлагерем, где никто не может чувствовать себя защищенным законом. Скажем так, «официальной» мобилизации в Чечне не проводилось, но вот скрытая, велась и ведется ударными темпами. У власти есть множество способов заставить чеченцев отправиться на войну. Один из основных, это создание ситуации, в которой человек рискует оказаться в тюрьме, и ему предлагается выбор – отправиться надолго за решетку, или «всего» на четыре-шесть месяцев на фронт. Человека могут задержать за какое-то пустячное нарушение, подбросить ему наркотики, вспомнить о его прошлом (участие в НВФ, или отсидка в тюрьме по какому-либо уголовному делу), и даже езда в нетрезвом состоянии может послужить поводом, чтобы предложить выбрать одно из двух – тюрьма или передовая. Само собой, практически все выбирают второй вариант. Близкий родственник моего друга, освободившийся из колонии, где он отсидел больше 10 лет за участие в боевых действиях против федералов во время второй военной кампании в республике, спустя всего несколько дней после возвращения домой, бал задержан местными силовиками, и отправлен на СВО. В другом случае, отцу троих взрослых сыновей поставили ультиматум, или он «добровольно» подписывает контракт на военную службу и едет на Украину, или туда отправятся его сыновья. Естественно, он решил поехать сам. И подобные истории вам могут рассказать практически в любом населенном пункте Чечни. А Кадыров тем временем хвастается, что на СВО находится больше 10 тысяч чеченских силовиков, что в зоне боевых действий было отправлено больше 51 тысячи человек, причем чуть ли не половина из них были именно «добровольцами».

24.12.2024 в 07:43whitley_witting
Мотивы действий уклонистов в принципе одинаковы, они просто хотят жить, без риска быть убитыми или искалеченным на войне. Все остальное – просто слова. И способы избежать мобилизации тоже особо в различных регионах не отличаются. Основной – за деньги купить официальную «отмазку» от службы.

24.12.2024 в 11:38alonso.volkman
whitley_witting # Уклонист, он и в Африке уклонист. И методы уклонения от военной службы в принципе везде примерно одинаковые. Просто на Кавказе они имеют свою некоторую специфику. Тут и подключение родственник к решению проблемы, авторитетов всякого рода, высокопоставленных чиновников и силовиков, и банальная взятка. Представим, попали под мобилизацию рядовой гражданин и член семьи кого-то из кадыровских приближенных, односельчан или однотейповцев. Кого мобилизуют и отправят на фронт, догадаться несложно.