00:20 / 14.12.2024Вынужденные переселенцы из Чечни напомнили властям о проблеме с жильем

Живущие в Ингушетии переселенцы из Чечни попросили власти к 30-й годовщине Первой чеченской войны решить их жилищные проблемы – провести индексацию выплат или вернуть статус вынужденного переселенца.

Как писал "Кавказский узел", летом 2021 года живущие в Ингушетии вынужденные переселенцы из Чечни пожаловались президенту России на то, что власти республики не предоставляют им жилье и игнорируют жалобы на нерешенный жилищный вопрос. Государство сняло с себя все обязательства обеспечить этих людей жильем, внеся в 2015 году изменения в закон о вынужденных переселенцах, рассказали правозащитники. Отказы предоставить жилье людям, переехавшим в Ингушетию во время войны в Чечне, чиновники объясняют отсутствием у них статуса вынужденных переселенцев и выплаченными много лет назад компенсациями, которых не хватило на покупку жилья, пожаловались переселенцы.

В феврале 2018 года около 200 вынужденных переселенцев из Чечни пожаловались, что лишились статуса беженцев и права на получение жилья в Ингушетии, получив мизерные компенсации. Глава Ингушетии объяснил их трудности поправками в федеральное законодательство. Людям было предложено самостоятельно оспорить эти поправки в Конституционном суде, и 18 марта 2019 года суд признал не соответствующим Конституции республики положение о том, что вынужденные переселенцы из Чечни, получившие денежные компенсации, не имеют права на получение жилья.

В  обращении к президенту, правительству и парламенту России, приуроченном к 30-й годовщине начала Первой чеченской войны, вынужденные переселенцы призвали российские власти вернуться к решению их проблем.

Они предложили провести индексацию выплат, поскольку выплаты не давали гражданам возможность приобрести жильё и имущество, что подтверждено неоднократными решениями Верховного суда в период с 2000 по 2002 год. А тем, кто не требует индексации полученных выплат и лишен статуса вынужденного переселенца, необходимо осуществить возврат этого статуса. Это даст им право на восстановление в льготной очереди на жилье и, соответственно, возможность жилищного обустройства путём получения государственного жилищного сертификата, сообщил Центр защиты прав человека "Мемориал"*.

В сообщении на сайте центра указано, что после решения Конституционного суда Ингушетии от 2019 года власти так и не исполнили свой долг перед вынужденными переселенцами и даже пресекали новые инициативы по помощи пострадавшим. 26 июля 2023 года группа депутатов КПРФ внесла в Госдуму проект, которым предложила меры по решению жилищного вопроса для 519 семей — жертв войны. Но Госдума постановлением от 16.01.2024 г. №555-8 этот проект отклонила.

15 февраля 2024 года инициативная группа депутатов фракции "Справедливая Россия — Патриоты — За правду" внесла в Госдуму проект федерального закона №553605-8. В законопроекте предлагалось "органам местного самоуправления предоставить гражданам, вынужденно покинувшим Чеченскую Республику и нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение за вычетом ранее полученных ими размеров денежных компенсаций за утраченное жилье". Но и этот законопроект отклонили — на этот раз правительство России, указано в сообщении.

Еще в июле 2014 года тогдашний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился с беженцами и вынужденными переселенцами в Карабулаке и распорядился решить их вопросы в течение месяца. К решению проблемы вынужденных переселенцев в Ингушетии также подключились власти Чечни. В августе 2014 года часть семей, проживавших в пунктах временного размещения и пожелавших вернуться в Чечню, получили ключи от квартир в Грозном.

Власти Ингушетии завершат обеспечение жильем вынужденных переселенцев из Чечни в 2016 году, сообщил на тот момент глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на встрече с Владимиром Путиным в мае того же года в Москве. После этого вынужденные переселенцы из Чечни начали формировать общественное объединение для борьбы за получение жилья от государства, и к 30  июня 2020 года в него вошли около 400 семей, рассказала "Кавказскому узлу" руководитель объединения Мадина Дзортова.

Напомним, 11 декабря 1994 года начался ввод российских войск в Чечню, что стало началом первой военной кампании в республике. Спустя 25 лет, в декабре 2019 года, очевидцы тех событий рассказали "Кавказскому узлу", что ввод федеральных войск не выглядел началом полномасштабной войны, и люди до последнего надеялись на мирное разрешение ситуации.

Первая военная кампания в Чечне назревала с 1990 года и проводилась силовыми структурами без учета экспертных оценок, констатировали в 25-ю годовщину тех событий аналитики. Первая чеченская кампания продолжалась до августа 1996 года, говорится в справке "Кавказского узла" "Как начиналась первая чеченская кампания (декабрь 1994)".

Попытки решить внутренние проблемы с помощью военных кампаний не принесли России хороших результатов, при этом причины и последствия таких операций остаются не самой желанной темой даже для изучения в вузах, указали аналитики в 30-ю годовщину начала боевых действий в Чечне.

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Установите наше мобильное приложение для Android и IOS. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Смотрите видео "Кавказского узла" в YouTube и оставайтесь на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Присылайте в WhatsApp** сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

*включены в реестр иностранных агентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:"Кавказский узел"
14.12.2024 в 09:02darnell
Я так понимаю, речь идет о вынужденных переселенцах ингушской национальности, что прежде проживали в Чечне, а с началом боевых действий перебрались на свою родину. Потому как собственно чеченцы, что после начала второй войны перебрались в лагеря беженцев на территории Ингушетии, в разные годы вернулись обратно. Причем часть возвращали домой в принудительном порядке. Причем власти в Чечне обещали им временное жилье в ПВРах (пункты временного размещения вынужденных переселенцев, как их называли), с последующим предоставлением квартир или земельных участков с выделением стройматериалов, и прочие «плюшки». Со временем ПВР переименовали в «общежития для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (или что-то наподобие того), и проблема вынужденных переселенцев сошла на нет. Что касается переселенцев из числа ингушей, что ранее проживали в Чечне. По рассказам старожилов, бОльшая их часть жила в районе поселков Катаяма и Березка бывшего Старопромысловского района, некоторые уехали до начала военных действий, некоторые уже в военный период. Причем некоторые (не буду говорить за всех), проворачивали довольно-таки хитрую схему, достаточно распространенную в начале 2000-х. Делалось это так. Хозяева дома или квартиры продавали свой дом или квартиру местным, у уезжали, забирая с собой документы. Новым владельцам говорили, что документы либо утеряны, либо обещали передать их позднее, либо отдавали копии. Затем, на новом месте, эти документы представлялись в соответствующие органы, и хозяева официально от своего жилья отказывались, за что государство выплачивало им компенсацию. Таким образом, они получали двойную выгоду. А тем, кто купил подобное «отказное жилье», приходилось потом бегать по различным инстанциям и судам, доказывая, что он приобретено законно. Нескольким моим близким знакомым довелось столкнуться с такими вещами. Касательно нерешенных проблем с обеспечением жильем вынужденных переселенцев в Ингушетии. 400 семей, это все-таки не десятки тысяч, как было в Чечне. При желании власти давно могли бы закрыть этот вопрос, но тема остается открытой. Спрашивается, почему?