Степное марево
Степные пейзажи Левокумья неповторимы - виноградники, поля, нефтяные вышки, ковыль, небольшие болотца, редкие лесополосы. Плодородные земли Кумской долины. И полупустыня в восточной части района... Обилие воды из Кумо-Манычского канала и жаркое солнце дают возможность сельчанам выращивать самую разнообразную продукцию. И не только на полях и плантациях сельхозпредприятий. И не только коренным жителям.
Об этом я совершенно случайно узнал из разговора с начальником криминальной милиции районного ОВД Николаем Касимовым, который "прихватил" меня с собой на очередное происшествие. Дорога от Величаевского до Турксада была совершенно свободной - можно было мчаться, не опасаясь встречного транспорта. Неожиданно Николай резко затормозил и съехал на обочину.
Мы вышли из машины. Ничего подозрительного в лишенной растительности местности не было. В метрах пятистах в летнем мареве работало несколько тракторов. У полевых вагончиков виднелись люди.
- Вот молодцы, - подивился я. - Даже в таких условиях возделывают землю, не дают ей пустовать.
- Да это настоящий грабеж, - иронично усмехнулся начальник криминальной милиции. - Земля фактически украдена и нещадно эксплуатируется. Эти люди, собрав урожай, заработают немалые деньги, а после себя оставят пустыню.
Признаться, о многих видах грабежа приходилось слышать, но чтобы открыто воровали земельные угодья - с таким я не сталкивался. Впоследствии жители села Величаевского пояснили, что раньше, пока в районе не начался "земельный беспредел", целинные земли использовались только в качестве пастбищ и тянулись они вплоть до Турксада.
Как делаются деньги
"Левая земля" - это современное ноу-хау нынешних дельцов, умеющих в отличие от настоящего крестьянина в кратчайший срок делать себе состояние. Именно им и пришла в голову идея о незаконном использовании расположенных вдоль Кумо-Манычского канала сотнях гектаров естественных пастбищ. При этом во внимание даже не принимается тот факт, что именно в здешних степях берет свое начало так называемый воздушный "армавирский коридор", хорошо известный жителям многих районов края. Земли, расположенные в этой части Левокумского района, очень сильно подвержены ветровой эрозии, и трогать естественные угодья категорически запрещено. Теперь же, когда начался самовольный захват земли и идет ее распашка, вполне можно ожидать давно забытых пыльных бурь.
Технология "освоения целины" очень проста. Живет, к примеру, в селе Величаевском некто Муртуз Исаев. Он под благовидным предлогом берет в аренду земельные доли 21 жителя села. И под прикрытием официальных бумаг начинает пахать целину. Именно эти земли мы и видели с начальником криминальной милиции. Затем они сдаются в аренду наемным бригадам из Дагестана - примерно по девять тысяч рублей за каждый гектар, плюс определенный процент от выручки после реализации выращенной продукции.
Директор сельхозпредприятия "Октябрьский" Н. Напханюк сделал такой расклад. В прошлом году тонна зерна реализовывалась в среднем по две тысячи рублей. А выращенные на захваченных землях арбузы бегом уходили по 3-4 тысячи рублей за тонну. При урожайности 20 тонн с гектара нетрудно посчитать, какие огромные деньги можно реально получить, незаконно эксплуатируя государственную землю.
- Мы живем на деньгах и побираемся, - с горечью говорит Н. Напханюк. - Наше хозяйство, при всех огромных затратах на выращивание зерна, всегда своевременно уплачивает все виды налогов. А задавался ли вопросом кто-нибудь в районной администрации, сколько налогов заплатили захватившие целину люди? Уверен, что ни копейки. Поэтому неудивительно, что в районном бюджете постоянно не хватает средств.
Сколько их, захватчиков?
Законом Ставропольского края "О сохранении почв и земель и предотвращении их деградации" введены нормативы и режимы экологической безопасности использования земельных угодий. В силу природно-климатических условий хозяйствам Левокумского района рекомендовано пастбищное использование естественных угодий, но ни в коем случае не их грабительская распашка.
Но о том, что многие жители района, грубо говоря, начихали на все законы и рекомендации, можно судить по многочисленным предписаниям и протоколам районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, выписанным его руководителем В. Коваленко. 8 мая текущего года, например, выявлен самовольный захват 48 гектаров пастбищ и их распашка гражданином А. Ли. На землях СПК "Урожайное" глава крестьянско-фермерского хозяйства Е. Катричева самовольно распахала 148 гектаров целины и на 12 гектарах успела построить оросительные каналы. Ее коллега - глава КФХ И. Ким незаконно захватил и распахал в границах СПК "Величаевское" 98 гектаров пастбищ. Житель села Приозерского С. Ким успел подобрать под себя 90 гектаров. На территории СПК "Урожайное" "лишние" земли площадью 120 гектаров эксплуатирует также житель райцентра П. Цой...
Самое большое, что может сделать в такой ситуации государственный земинспектор, - составить предписание об устранении земельного правонарушения, обязать освободить и рекультивировать захваченный участок и оштрафовать в размере 3-5 минимальных зарплат. Но это же пылинка, если иметь в виду, какие деньги задействованы на получении арбузов и овощей. Ожидаемая прибыль перекроет любые штрафы. Нет в районе и прецедента, чтобы факты незаконного захвата земель рассматривались в суде.
Вообще надо заметить, что многие руководители в Левокумском районе прямо говорили о высоком покровительстве незаконным хозяевам арбузных плантаций. Иначе откуда такое попустительство? Ведь речь идет не о крохотных делянках, а о сотнях гектаров уворованной земли. Мало того, в огромных объемах для полива распаханных целинных земель используется вода из Кумо-Манычского канала. За нее разве не надо платить?
Учительская простота
Земель, пригодных для развития полноценного растениеводства, в районе не так уж много, и поэтому с полной отдачей должен использоваться каждый их гектар. Однако и здесь не все благополучно. Более 1 000 жителей райцентра, работающих в социальной сфере, получили земельные паи. Понятно, что ни учитель, ни врач свои 11 гектаров обрабатывать не будет, поэтому паи просто сдаются в аренду. Именно так и поступили учителя одной из школ, отдав паи некоему Магомеду Багандалиеву.
- Теперь они приходят ко мне и просят, чтобы я взял их к себе, - поясняет ситуацию Н. Напханюк. - Ведь именно для них из хозяйства изъяли почти 800 гектаров земли, способной давать хорошие урожаи. Однако новоявленный арендатор, набрав учительских паев, довел до ручки землю, она поросла сорняком. Поля не обрабатывались, удобрения не вносились. Они просто загублены, и для их восстановления потребуется не один год.
Ясно, что при таком попустительском отношении к пахотным землям никому нет дела до каких-то "левых площадей".
Расцвет криминала
Еще одна проблема, очень волнующая правоохранительные органы, - мало того, что на овощных и арбузных плантациях фактически используется рабский труд, так для работы привлекаются люди с очень сомнительной репутацией.
- Мы наблюдаем криминализацию района, - делится своим мнением Николай Касимов. - На плантациях работают люди без регистрации, многие из них разыскиваются милицией. Неудивительно, что при нашем появлении они просто разбегаются по степи. "Левые земли" открывают путь и к межнациональным конфликтам, потому что "хозяевами" становятся отнюдь не коренные жители. Это видно и по отдельным хозяйствам района.
Говорят, что всего одна снежинка может привести к сходу целой лавины...
Опубликовано 11 июля 2003 года