13:56 / 31.10.2024Аналитики указали на нарушение властями Чечни прав военнопленных

Слова Рамзана Кадырова о гибели украинских пленных в Гудермесе в результате атаки беспилотников можно расценить как их использование в качестве "живого щита" и заложников.

Как информировал "Кавказский узел", 29 октября в результате атаки беспилотника загорелось здание на территории Российского университета спецназа (РУС) в Гудермесе. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что погибли украинские пленные.

Заявление Кадырова о гибели украинских военных в результате атаки дрона – это угрозы в адрес Украины, отметил на условиях анонимности правозащитник из Правозащитного центра "Мемориал"*, знакомый с реалиями Чечни.

"Сначала было заявлено, что в Гудермесе пострадало пустующее здание и человеческих жертв нет. Теперь откуда-то появились пленные. Иными словами, это можно понять как угрозу убийства пленных в ответ на атаки БПЛА", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Глава Чечни пытается защититься от новых атак украинских беспилотников, считает аналитик. "Заявления брать или не брать пленных, это попытка повлиять на возможные повторения атак. Скорее всего это из-за слабости ПВО. Что касается практики заложничества, то она применялась в ходе двух чеченских войн, но не в таком виде. Здесь эта практика усовершенствована", – сказал правозащитник.

Мнение о том, что заявления Кадырова – это своего рода заложничество, высказал также правозащитник Олег Орлов*. "Другими словами, это живой щит для него. То есть он использует украинских пленных как живой щит, если верить его словам. Мы же не знаем, лжет он или нет, пытается ли он таким образом запугать украинцев – мы этого не знаем. Но если это правда, то это нарушение международного гуманитарного права, поскольку пленных вообще нельзя держать на военных объектах. Но зная Кадырова и все его практики, я не удивлюсь, что это правда", – сказал правозащитник корреспонденту "Кавказского узла".

Практика живого щита применялась во время двух чеченских войн, также обратил внимание Орлов*. "Во всем мире террористы активно используют эту практику. Живой щит использовался также российской армией в ходе боев за Грозный. Но это всегда про использование населения. Я не помню, чтобы пленных использовали в качестве живого щита во время этих войн как с одной, так и с другой стороны", – отметил правозащитник.

Он добавил, что вопросы также вызывает заявление Кадырова не брать украинских военных в плен после атаки беспилотника на РУС. "[Эти заявления] говорят о том, что Кадыров ведет себя неадекватно. Его заявления не производят впечатления, что они сделаны продуманным и взвешенным руководителем. Я думаю, что физическое состояние Кадырова таково, что временами он вполне невменяем. После атаки дрона он говорит не брать пленных, потом признается, что использует украинских военнопленных в качестве живого щита. Это, правда, не совсем поведение вменяемого человека. В любом случае даже угроза об использовании пленных в качестве живого щита уже является преступлением", – подчеркнул Орлов*.

Пленных время от времени используют в качестве живого щита, отметил также военный эксперт Василий Дандыкин.

"Разные страны в разное время использовали пленных для того, чтобы защитить какие-то объекты или своих военных. Недавно о таких случаях говорили про израильскую армию. Но никто никогда в этом не признается. Вполне возможно, что украинские военнопленные находились в Университете спецназа в Чечне", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

В адрес России в ходе СВО не звучало подобных обвинений, добавил аналитик. "Ты берешь в плен военных, и их надо перемещать так, чтобы они были в безопасности. Но все происходит на фронте, где идут боевые действия и сложно обеспечить безопасность пленных. Хотя, насколько я помню, в адрес России не звучали обвинения в использовании пленных как живого щита", – сказал Дандыкин.

Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными, их нельзя использовать для защиты каких-либо объектов, отметил военный юрист Артем Мугунянц.

"Статья 23 Конвенции говорит о том, что ни один военнопленный ни в какое время не может быть ни послан в такой район, где он подвергался бы действию огня из зоны боев, ни задержан там, а также не может быть использован для защиты своим присутствием каких-либо пунктов или районов от военных операций. То есть они должны быть в безопасности", – пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Военнопленные должны быть защищены также от авиаударов, обратил внимание юрист.

"Военнопленных должны располагать так же, как и местное гражданское население, в убежищах против воздушных налетов. Они должны иметь возможность отправляться в убежище, как только звучит сигнал тревоги. Все меры защиты для населения должны применяться также и к ним", – отметил Мугунянц.

Использование живого щита применялось во время войн на Ближнем Востоке, отметил главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Дмитрий Микульский.

"Эта практика применялась, как и везде. Но использования военнопленных как живого щита я не знаю, такого не было, насколько мне известно. Наоборот, пленных прячут так, чтобы противник не смог их найти, освободить и оставалась возможность их обмена", – пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсети X (бывший Twitter). Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* включено в реестр иностранных агентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
31.10.2024 в 20:31marvin.moen
Все верно говорят неназванный сотрудник «Мемориала» и Олег Орлов. Особенно это касается слов Орлова об использовании «живого щита» во время двух военных кампаний в Чечне. Причем во вторую военную кампанию использование федералами мирных жителей в качестве «живого щита», приобрело достаточно большой размах. Это было и в Грозном, и в Катар-Юрте (привет генералу Шаманову, ныне депутат ГД), и в селении Комсомольское, когда российские военные выставили между собой и находившимися в населенном пункте боевиками пытавшихся покинуть селение стариков, женщин и детей, и вели огонь прямо через их головы. Потом эту тактику не раз применяли кадыровцы, которые отправляясь на проческу лесных массивов гнали перед собой родственников боевиков. Помню лет ---- дцать назад в нашем поселке проводилась т.н. «проверка паспортного режима». Случилось какое-то там нападение на кадыровцев, и они устроили «зачистку». Ко мне во двор завалились человек семь вооруженных до зубов местных силовиков, проверили документы, потребовали сказать, сколько в доме членов семьи и есть ли чужие. Осматривая двор, один из них обратил внимание на лестницу, прислоненную к чердачной двери. Спросил, кто там находится. Отвечаю, что никого, а лестницу просто забыли убрать. Так он навел на меня пулемет и сказал своему напарнику, чтобы поднялся и проверил чердачное помещение, а меня предупредил, что если, мол, вдруг наверху кто-то будет и окажет сопротивление, первая пуля достанется мне. Естественно, в чердаке никто не прятался, и стрелять в меня ему не пришлось. 
01.11.2024 в 08:02ha_boehm
Власти Чечни не знают таких элементарных вещей. как права человека. Что им права каких-то военнопленных? 
01.11.2024 в 08:30kimberlee_rutherford

 ha_boehm # Определенно. Права человека нынешние чеченские власти никогда ни во что не ставили и не ставят. В последние дни в Чечне силовики резко активизировались. По подразделениям спущена установка, обеспечить определенное «живой силы» для комплектования очередного полка Минобороны. Даже ГАИ к этому подключили. Любое мало-мальское нарушение ПДД, может быть использовано как повод для придирок, с последующим созданием конфликтной ситуации, угрозами возбуждения уголовного дела и предложением отправиться на Украину, чтобы не сесть надолго за решетку. В некоторых случаях, предприимчивые силовики предлагают просто откупиться. «Все его лишь» за какие-то жалкие 300 тысяч рублей. 

01.11.2024 в 08:40ambrose
В последние дни в Гудермесском районе силовики какие-то "зачистки" и проверки проводят. Кого или чего ищут, непонятно, но все выглядит очень даже серьезно. Броневики на трассах, вооруженные до зубов бойцы в касках, бронежилетах и прочей амуниции. Кто-то связывает это с произошедшим в последние дни октября нападение на росгвардейцев в районе Петропавловской, кто-то с прилетом БПЛА в РУС. В общем, незнамо что, но ищут. Активно.
01.11.2024 в 17:57vina
Еще из интересного по Чечне. Резиденцию Кадыров в центре Грозного вдруг начали обносить бетонной стеной. Прежде там существовало железное ограждение, теперь за ним еще бетонную стену возводят, высотой метра в два. если не больше. Боится "великий и ужасный" Кадыров чего-то, серьезно боится. Неужели, недавний прилет БПЛА в Гудермес так его напугал?
01.11.2024 в 17:59vina
01.11.2024 в 18:00vina
01.11.2024 в 18:01vina
01.11.2024 в 18:02vina
Тот самый бетонный забор в Грозном, что будет теперь ограждать резиденцию главы Чечни от населения.