В Грузии положено начало практике судебного преследования государственных больниц, отказывающихся оказывать необходимую для спасения жизни помощь. Разбирательства по такого рода искам пролили свет на многочисленные проблемы социально-необеспеченных групп населения, вынужденных оплачивать медицинское обслуживание, которое, в соответствии с нормами государственного страхования, полагается им бесплатно.
"По каждому из этих четырех исков, за рассмотрением которых мы наблюдаем в настоящее время, можно было написать душераздирающую повесть. Но мы на это не претендуем - пусть суд напишет постановление в пользу обездоленных, этого хватит", - говорит адвокат Гига Гиоргадзе, сотрудник неправительственной организации "Центр защиты конституционных прав".
Во всех четырех процессах, о которых говорит Гиоргадзе, обвинения предъявлены руководству больниц, отказавшихся оказать бесплатную медицинскую помощь, в результате чего была создана угроза жизни и здоровью людей.
Вплоть до мая в этом списке было пять дел, но судьбу тбилисца Малхаза Гобосашвили к сегодняшнему дню суд уже решил. "Когда мне было 15 лет, пришлось сделать операцию и укрепить на позвоночнике железную конструкцию. Ее надо было удалить через 5 лет. Сейчас мне 27 лет, мне угрожает полная недееспособность, но на операцию денег нет", - рассказывает он. В конце концов, Малхаз, юрист по образованию, решил через суд выяснить, может ли он рассчитывать на помощь государства в своей проблеме. Оказалось, что может. По постановлению суда, Гобосашвили должна быть сделана бесплатная операция в любой клинике на основании полагаемого ему медицинского страхового полиса.
Платное медицинское обслуживание было введено в Грузии несколько лет назад, что после 70-летнего советского опыта бесплатной медицины стало шоком для местного населения, большая часть которого и по сей день балансирует на грани прожиточного минимума.
В качестве компенсационной меры почти одновременно была принята государственная программа, которой предусматривается оказание медицинской помощи за счет государства необеспеченным слоям населения и отдельным категориям (дети до трех лет, многодетные семьи, в целом 16 категорий). Кроме того, той же программой определены заболевания, лечение которых является бесплатным для всех граждан (например, диабет, туберкулез и другие). В 2001 году в Грузии была введена также система страховых полисов.
"С учетом того, что из местных бюджетов финансируются еще и другие программы в этой сфере, у сторонних наблюдателей может сложиться впечатление о почти полной защищенности граждан. Однако на деле ни одна из программ практически не работает", - говорит Гига Гиоргадзе. "Больницы всячески избегают иметь дело с пациентами, которые предъявляют полисы, так как последующие государственные перечисления или вообще не осуществляются, или делаются через слишком длительный срок".
Нана Лежава - мать-одиночка. Её 7-лeтний сын Ника слеп от рождения и страдает церебральным параличом. Из-за всех этих обстоятельств Лежава относится к категории граждан, безусловно, могущих рассчитывать на медицинское обслуживание за счет государства. Но случилось по-другому.
"В феврале Ника заболел воспалением лёгких. У врачей бесплатной "скорой помощи", которых я вызвала по телефону, не было нужных лекарств. Мальчик задыхался и ничего не оставалось, как вызвать частную скорую помощь", рассказывает она.
Заплатив 35 лари (около 15 долларов) за вызов и сделанный укол, Нана затем пыталась уложить сына в больницу. В городской клинике N 2, узнав, что платить за лечение будет государство, отказались принимать ребенка. В конце концов, на той же машине "скорой помощи" Нику уже в критическом состоянии ввезли в реанимационное отделение детской республиканской больницы. Но и там мальчик находился только два дня, а потом был выписан, несмотря на требование матери оставить его под присмотром врачей. Между тем, согласно законодательству Грузии, в подобных случаях любая больница, государственная или частная, обязана оказать пациенту помощь.
Один из базовых элементов законодательства в этой сфере - принятый парламентом 5 мая 2000 года закон "О правах человека в сфере биомедицины". "Подобный законодательный акт существует только в 10 из 50-ти европейских стран и уже не раз выступал в качестве эталона в ряде государств, - говорит один из авторов закона, профессор Гурам Кикнадзе. - Однако это не мешает нашему обществу пребывать практически в первобытном состоянии в этой сфере".
Сложность ситуации в серьезной мере испытывают на себе не только пациенты, но и врачи. Люба Мелашвили, фтизиатр-уролог, работает в республиканском туберкулезном центре уже 23 года. "По закону, любое лечение, операции и медикаменты для наших больных бесплатны. Но им все равно приходится тратить немалые суммы. А что могут сделать врачи, когда в больнице зачастую нет даже шприцев? Сколько больных мы можем содержать на свою мизерную зарплату?", - говорит Мелашвили.
Отвечая на вопрос о создавшейся критической ситуации, представители правительства обычно говорят, что сфера здравоохранения реформируется в рамках спонсируемой Всемирной Организацией Здравоохранения программы, что делается все возможное для выправления допущенных промахов.
В неправительственной организации "Общество по изучению правовых вопросов биоэтики и защиты здравоохранения", сотрудником которой является профессор Кикнадзе, некоторое время назад создана "горячая телефонная линия" для консультирования как граждан касательно их прав, так и персонала медучреждений - касательно их обязанностей. "Мы стараемся оказывать людям практическую помощь - выяснив, что произошло, связываемся с больницей и даже с конкретным врачом. Если такие переговоры не дают результата, гражданам приходится рассчитывать только на суд", - говорит Кутателадзе.
Но эту меру специалисты считают самой крайней и очень опасной. "И так в обществе уже наметилась тенденция противостояния врачей и пациентов", говорит Наира Кутателадзе.
Лучшим путем она считает популяризацию законодательства. С этой целью Общество, в частности, выпускает и бесплатно распространяет среди населения буклеты, где подробно изложено, кто и в каких случаях имеет право на бесплатное лечение.
"Но это всё же капля в море. Большинство наших сограждан не знают о своих правах, чтобы бороться за них, и особенно тяжелое положение в этом плане сложилось в регионах", - говорит Кутателадзе.
Впрочем, даже зная о существовании полисов, получить этот документ непросто. Вначале потребуются недели хождения по различным инстанциям для того, чтобы собрать необходимые справки. Затем придется еще несколько дней стоять в очереди - прием граждан, желающих получить полис, ведется только два дня в неделю и только три часа в день.
"Если бы каждый, кто пришел к нам с жалобой, подавал иск в суд, мы только этими судами бы и занимались", - заметил Гига Гиоргадзе. - "Но таких мало - нервы дороже, говорят они".
Опубликовано 11 июля 2003 года