17:12 / 21.06.2003Национальное телевидение: мысли вслух

В пятницу вечером я в очередной раз, что называется - методом "тыка" смотрела телевизор. Внимание привлекла программа Space TV "На короткой волне". Тема - проблемы современного азербайджанского телевидения. Интерес усиливало и то, что наравне с телевизионными специалистами и журналистом, пишущим о проблемах ТV, в дискуссии участвовали члены Национального совета по телерадиовещанию (НСТР), 6 человек - юристы, финансисты и т.д.

Особенность этой структуры в том, что несмотря на наличие в названии слова "телерадиовещание", в ней нет ни одного телевизионного профессионала. Я охотно верю, что члены НСТР - компетентные люди в своей области, но ни к творчеству, ни к телепроцессу они отношения не имеют. Понятно и то, что НСТР - это не творческий союз по типу союзов кинематографистов, писателей или архитекторов.

Но возникает вопрос: можно ли заниматься проблемой, а тем более такой, как телевидение, не владея предметом?!

Между тем, НСТР будет заниматься просто всем: от лицензирования до вопросов языка и нравственности в эфире. Регулировать две последние позиции просто невозможно без знания телевизионного дела, если можно так выразиться. Кстати, присутствие в совете телепрофессионалов могло бы значительно облегчить задачу просто потому, что телевизионщик телевизионщика быстрее поймет.

В ходе упомянутой программы, правда, несколько раз декларировалось, что специалисты-телевизионщики будут подключаться к работе в Совете по ТV в качестве экспертов. Но как часто, неизвестно. Судя по всему, Совет по телерадиовещанию ждет длинный путь и его членам предстоит "учиться, учиться и учиться".

Конечно, неправильно предъявлять претензии только НСТР, тем более, что пока каких-либо результатов его деятельности нет. Вопрос в том, сможет ли он улучшить ситуацию с телевещанием в стране не за счет количества, а за счет качества? Наш эфир состоит из новостных программ, всевозможных ток-шоу, утренних программ, викторин и розыгрышей лотерей, кулинарных программ для домохозяек, иногда спортивных передач, и, разумеется, художественных фильмов. В этот набор входит и немыслимое количество развлекательно-шутовских и абсолютно пустых передач. Всевозможные "тек себиры", "ериниз мелумы" и т.д. Весь этот кич похож на групповое помешательство. Вы скажете, что такой "пакет" предлагают не только азербайджанские, но и любые другие телеканалы. С этим я отчасти согласна, однако хочу отметить, что на всех наших каналах практически отсутствуют просветительские, познавательные и интеллектуальные программы, способные повысить общий уровень аудитории.

Что-то показывают, но я говорю о собственном оригинальном продукте, а не переводных программах BBC, Discovery и т.д.

Что же до предложений нашего ТV, то исключение здесь составляют публицистические передачи, которые, кстати, очень похожи одна на другую. Как правило, это переизбыток авторского текста, сменяющаяся разнородная картинка и плохо подобранный музыкальный ряд. Режиссерской работы просто нет. Скорее всего, главная телепрофессия - режиссер, очень скоро канет в Лету.

Но вернемся к программе "На короткой волне". Один из участников пытался свести все к тому, что на ТV абсолютно все упирается в финансы. Может быть многое, но далеко не все. Да, телевидение - это очень дорогостоящий процесс. Есть программы, производство которых требует колоссальных затрат (выездные съемки, студия, свет, телевизионные краны, тележки, монтаж, компьютерные эффекты и т.д.). Но есть и такие, которые можно производить скромными средствами.

Приведу пример из пока доступного азербайджанскому зрителю российского телеэфира. Многие, наверное, знают и любят программу Владимира Вульфа "Серебряный шар" или циклы Эдварда Радзинского. Как правило, это обычная студия с минимумом декораций, но на 30-40 минут вы буквально застываете перед экраном телевизора, получая интеллектуальный и эмоциональный заряд.

Или программы о путешествиях или животных. Замечательная программа Павла Любимцева "Путешествия натуралиста". Это так здорово и так познавательно. Кстати, внутри программы заложена очень серьезная реклама "Альфа-банка", но исполнено это так ненавязчиво и с юмором, что думаешь, как же здорово вложены деньги, и, кстати, немалые.

Или Дмитрий Крылов со своими "Непутевыми заметками"... А у нас совсем недавно на одном из каналов шла передача о Париже. Вся программа - штамп, рассказ о том, о чем знает каждый - Эйфелева башня, Елисейские поля и т.д. Ощущений никаких, информации - тем более...

Еще один пример - ток-шоу Светланы Сорокиной "Основной инстинкт". Кому-то нравится, кому-то - нет, но нельзя не согласиться с тем, что делается программа мастерски. Все объясняется тем, что работают над ней профессионалы - люди с обширными знаниями во многих областях. Чего, к сожалению, не скажешь об общей массе нашей телевизионной публики. Низкий IQ наших телеведущих и корреспондентов новостных служб подчас просто ужасает. Ощущение такое, что эти люди не освоили даже школьную программу. Но считают себя теледивами. Наш экран буквально заполонили "ларри кинги", "евгении киселевы", кто-то мнит из себя этакого Михаила Леонтьева....

Говорят, что о вкусах не спорят, но это не относится к нашему телеэфиру. Здесь спорить не можно, а нужно.

Посмотрите, кто и каким образом формирует эти самые вкусы. Как видно, нынешний зритель оказался не слишком привередливым и требовательным. Его вполне устраивают вульгарные певцы и певицы, по-прежнему выступающие под "минусовку" и зазывающие народ в очередное питейное заведение. И все это - под бесконечные разговоры о ценностях и национальном менталитете...

К вопросу о языке. Я согласна на все 100% с тем, что азербайджанский язык - государственный, и вещание должно осуществляться на родном языке. Ни для кого не секрет, что уровень владения им оставляет желать лучшего, но я не согласна с тезисом, который также не один раз звучал в той же программе: мол, основная языковая проблема связана с тем, что речь многих перенасыщена русскими словами. Доля правды в этом есть, но посмотрите внимательнее, а вернее, прислушайтесь. В телеэфире представлена вся география нашей страны. Речь идет не о сюжетах из регионов, а о диалектах, которыми засорен эфир. А это недопустимо, т.к. существует единая литературная форма языка.

Но кажется многим товарищам от телевидения невдомек, что разговорный и литературный язык - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Кстати, язык тех, кто делает новости на русском, также оставляет желать лучшего. Скорее всего, орфографическим и словарем ударений для работников радио и телевидения не пользуется практически никто. Такое понятие, как техника речи, на азербайджанских телеканалах отсутствует.

К вопросу вещания в Азербайджане иностранных телеканалов. На своей пресс-конференции глава НСТР Нушираван Магеррамов сказал, что необходимости в них нет, и что скоро эту нишу смогут заполнить местные телеканалы. А те, кто хочет смотреть что-то другое, могут пользоваться услугами кабельных сетей и параболических антенн, считает он.

Я не уверена, что, получив "метровые" кнопки, местные телекомпании сильно повысят рейтинг популярности. Зрителя завоевывают за счет высококлассной продукции, а не радиуса вещания и охвата территории.

Касательно кабельного ТV, то оно еще долго будет оставаться для многих слишком дорогим удовольствием. Те же, кто искушен и может смотреть иностранные телеканалы, сегодня очень мало смотрят местные, за исключением, пожалуй, новостей, которые, кстати, практически не отличаются по подаче.

Вспомните, к примеру, недавнюю войну в Ираке. К сожалению, практически все новости и сама картинка боевых действий поступали из иностранных СМИ. Почему: от нехватки ли средств, низкого профессионального уровня телевизионщиков или отсутствия грамотной организации процесса? Реализуема ли вообще такая амбициозная идея, как телевизионный менеджмент в общенациональном масштабе, если изначально в процесс не вовлечены телепрофи?!

А ведь так хочется смотреть материалы именно НАШИХ корреспондентов с места событий из любой точки мира, чтобы НАШИ программы были конкурентоспособными и качественными и что очень важно - содержательными. Ведь это же возможно. Вспомните НТВ и "Аль-Джазиру"...

Опубликовано 11 июня 2003 года

Автор: