21:06 / 10.11.2023Правозащитники назвали возможные мотивы задержаний в Кади-Юрте

Поводом к задержаниям в Кади-Юрте могла стать реакция на палестинские события, однако достоверной информации о причинах рейда силовиков пока нет, отметили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Они разделились во мнениях о том, готовы ли чеченские силовики выполнить приказ Кадырова "стрелять в лоб" в случае беспорядков.

Как писал "Кавказский узел", в селе Кади-Юрт Гудермесского района силовики 8 ноября провели рейд, в ходе которого населенный пункт был полностью оцеплен и заблокирован. Источники сообщили о задержании нескольких десятков местных жителей, по их данным, один из них высказывался в поддержку Палестины.

31 октября глава Чечни Рамзан Кадыров дал указание, чтобы силовики стреляли на поражение в тех участников несанкционированных акций, которые отказываются им подчиняться. Он заявил, что сначала нужно сделать несколько предупредительных выстрелов в воздух, и если участники акций не отреагируют на требование силовиков, то затем стрелять "им в лоб".

Массовые выступления в нынешней ситуации в Чечне невозможны, сказал президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев, комментируя информацию о задержаниях в Кади-Юрте.

"Возможно какое-то локальное недовольство. Например, когда из одного села слишком много молодых людей мобилизовали на военную операцию на Украину. А сейчас, вероятно, это может быть связано с событиями в Палестине. Но если бы выступления были массовыми, то о таких явлениях было бы слышно", - сказал он.

В то же время, по словам Кутаева, даже определенная активность со стороны молодежи показывает, что ситуация может поменяться. "Несмотря на все угрозы, на уголовные наказания, подстрекательство независимо мыслящих людей к эмиграции, дети вырастают и у них уже свои убеждения. У них свое чувство справедливости, чувство, кто прав и виновен. Детонатором для всплеска чувств могут быть события в Палестине. Других поводов сейчас я не вижу", - считает Кутаев.

По его мнению, заявление Кадырова о "выстреле в лоб" является угрозой, которую не все готовы реализовать. "Среди чеченцев-силовиков есть единицы, которые готовы убивать чеченцев не по праву. Их все знают, они наперечёт. Но это не означает, что все, кто служит, готовы выполнить эти указания", - пояснил Кутаев.

В принципе молодежь Кади-Юрта могла выступить, полагает чеченский правозащитник Оюб Титиев. "Но точной информации, кроме той, что село действительно было заблокировано, нет. Сколько людей забрали, местные жители боятся рассказывать", - сказал Титиев.

По его мнению, операция силовиков была адресной. "Скорее всего, были адреса отдельных людей. Возможно, кого-то задержали раньше, а затем по телефонам, по связям задерживали их знакомых. А село блокировали, чтобы не разбежались те, кого пришли задерживать. По одной из версий, могли задержать молодых людей, которые собирались ехать в Палестину. Но так это или не так - сказать невозможно", - рассказал Титиев.

 Он сомневается в том, что все силовики будут стрелять в случае выступлений. "В прежних случаях выступлений никто в лоб не стрелял. Да, могут забрать и потом даже убить, но не так открыто", - полагает Титиев.

Во время российско-чеченских войн жители Чечни были весьма активны в выступлениях, невзирая на опасности, но сейчас они вряд ли готовы к массовым протестам, считает председатель комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина*.

"Тогда, видимо, против "чужих" было легче сопротивляться, чем это можно сделать против условно "своих" в маленькой Чечне. Трудно ожидать сейчас массовые выступления против режима Рамзана Кадырова. Слишком все взаимосвязаны", - считает Ганнушкина*.

По её мнению, чеченские силовики готовы выполнить любое указание Рамзана Кадырова. "Слова Кадырова - это не просто угроза, а, как говорят сами кадыровцы, "приказ Рамзана", который невозможно не выполнить", - отметила Ганнушкина*.

"Кавказский узел" также писал, что 18 января Центр защиты прав человека "Мемориал" сообщил, что после проверки подтвердилась информация оппозиционных властям Чечни телеграм-каналов о похищении чеченскими силовиками не менее 25 жителей села Алхан-Кала. 24 апреля правозащитники сообщили, что группа жителей села Алхан-Кала, чье местонахождение было неизвестно после их похищения силовиками в январе, находится в одном из изоляторов Чечни по обвинению в причастности к боевикам. Опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники отметили, что жители Чечни, родные которых удерживаются силовиками, не обращаются за помощью в правозащитные организации, так как боятся, что это усугубит положение их родных и самой семьи.

Массовые похищения в Алхан-Кале начались вечером 7 января, выяснил волонтер ЦЗПЧ "Мемориал". По его данным, силовики увезли похищенных из села в неизвестном направлении, при этом они не представлялись и не сообщали, к каким именно подразделениям принадлежат. Правозащитники подтвердили, что в числе похищенных - 14 человек, чьи имена были названы в публикациях телеграм-каналов: Сайд-Магомед Аюбов, Турпал Бацараев, Магомед Вациев, Рамзан Вациев, Самад Гериханов, Муслим Гериханов, Адлан Исаев, Усман Мусаев, Хамзат Солсаев, Халим Солсаев, Адам Солсаев (директор школы №3), Усман Хатуев, Ахъяд Хатуев и Бекхан Хатуев. Среди похищенных есть близкие родственники (братья Хатуевы, Солсаевы), сообщил "Мемориал".

Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* внесены в реестр иноагентов.

** деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор:
10.11.2023 в 22:22Игорь Сажин
И все же детонатор - Палестина... Да, Кадыров прав, тут надо упреждающие действия совершать, иначе молодежь может понести. 
11.11.2023 в 10:08harold
Вообще-то сам Кадыров и его приближенные спекулировали, и продолжают спекулировать на теме Палестины. Вспомнить хотя бы недавнее публичное обращение к чеченскому главе бойца ММА Хамзата Чимаева (который исполняет еще и роль тренера его сыновей), после своей победы в Дубае, попросившего Кадырова дать ему оружие и отправить воевать в Палестину, организацию чеченским муфтиятом коллективных ночных тахаджуд-намазов в мечетях республики, с молитвами «за палестинцев», с привлечением бюджетников, или же организованную дочерью Кадырова, возглавляющей департамент дошкольного образования Грозного, масштабной акции по сбору средств на оказание помощи палестинским детям. На последнем стоит остановиться особо. Дело в том, что далеко не все в Чечне уверены, что собираемая дойдет до адресата. Подтверждение тому, комментарии пользователей Инстаграм* «ЧП Вайнах», к ролику и тексту о проходящей в торгово-развлекательном центре «Грозный-Молл» благотворительной акцим «Дети Чечни – детям Палестины» (https://www.instagram.com/p/CzeCxxnITvY/). Вот некоторые из них: baisangur00695 – «Походу у них зарплаты полмиллиона, раз бабуля по 20 тысяч кидает 😁😁 вы меня удивлять не перестаёте». Kulunafs – «Дойдут ли эти деньги». Varmawines – «А это точно для палестинцев??)». zakariya___28 – «Весь этот сбор пойдёт в руки Палестинскому Президенту Мухаммададу Аббасу Другу Рамзана Кадырова и Израиля. Мухаммад аббас такой же ставленник только Израилю поклоняется тот, против своего же народа Палестины». bred____________ - «Бедные работники , зарплат лишают наверно. Все аж по 5тыс кидают.😂😂😂😂😂 Дай Аллах что бы всё дошло до бедных Палестинцев». Знаете что интересно? Многие убеждены в том, что собранные деньги (во всяком случае, большая их часть), ни в какие Палестины не попадет, а осядет в бездонном фонде Кадыровых. Имени Ахмата Кадырова. 

*Деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России. 

11.11.2023 в 10:34cornelius.welch
Точной картины событий, произошедших в Кади-Юрте,  и данных о количестве задержанных, действительно нет. Как нет и информации о причинах этих задержаний. Основная версия, что это как-то связано с Палестиной. По одним данным, некие молодые люди обсуждали тему Палестины и выражали намерение поехать туда, чтобы воевать на стороне арабов. По другим – молодежь выражала недовольство позицией руководства республики, и обменивалась негативными комментариями по этому поводу в Ватсап. «Зачистку» села кадыровцы провели по всем правилам – полностью блокировали все въезды-выезды, используя бронетехнику, а затем прошлись по дворам, забирая «кого надо». Близкие задержанных хранят молчание, опасаясь возможных последствий, как для них, так и себя самих. Некоторые наблюдатели не исключают, что задержанных в Кади-Юрте местных жителей, могут отправить на Украину в качестве добровольцев. Исключать подобного развития ситуации нельзя, учитывая как кадыровцы принудительно отправляли в зону СВО «провинившихся», или же родственников оппонентов и критиков Кадырова. Что касается мнения Кутаева и Титиева о том, что кадыровские силовики не будут стрелять в участников протестов, если таковые будут в Чечне. К сожалению. они ошибаются. Поступит такой приказ – кадыровцы откроют огонь без раздумий, даже по своим родственникам. Большая часть кадыровских силовиков сегодня, это полуграмотная сельская молодежь, которой дали оружие, форму и удостоверения силовиков, и которой дозволен практически все. Это старые «кадры» могли и могут думать о тех последствиях, которые их ждут, в случае исполнения преступных приказов. Молодежь, по большей части, о таких вещах даже не задумывается. Они видят, что наиболее рьяные исполнители указаний начальства, включая избиения и пытки задержанных, постоянная демонстрация лояльности и откровенное подхалимство, хорошо вознаграждаются – повышением в должности, выделением автомобиля, присвоением звания и всем прочим, и потому готовы на все. Как бы это неприятно, и даже страшно это не звучало, но процесс манкуртизации, запущенный Кремлем в начале 2000-х, дал свой результат. 
11.11.2023 в 11:02aimee_prohaska
Пока народ будет трусливо отмалчиваться, беспредел будет продолжаться. Стрелять "в лоб" может и не будут, но не факт.
11.11.2023 в 11:10mariette.abernathy
   Палестина это детонатор, я согласен. Посмотрите о митингах в поддержку Палестины в совершенно различных странах. Тут уже не важно, кто первым начал. Важнее, что погибают дети Газы каждый день...
11.11.2023 в 12:48Игорь Сажин
Тот кто управляет автомобилем знает, что две педали играют главную роль: газ и тормоз. Кто умеет искать баланс, тот и доедет. Спекулировать Палестиной и тут же давить на тормоз в вопросах Израиля - это лучший способ управления машиной. 
11.11.2023 в 14:09briana
Совершенно верно. Принцип газа и тормоза используется в ситуации с палестинйо по полной. 
11.11.2023 в 14:02briana
Почему-то завзятый защитник религии и всех исламских святынь не организовал пока еще ни одного митинга в защиту Палестины, хотя при его возможностях, это проще простого. Смог же он несколько лет назад собрать в Грозном миллион человек, на акцию в поддержку мусульман Мьянмы. А в случае с Палестиной ограничивается только проведением коллективных молитв дважды в неделю, да акцией по сбору денег «детям Палестины», хотя неизвестно, какая часть от собранной суммы дойдет до адресата, если дойдет вообще.
11.11.2023 в 14:19Игорь Сажин
Опасно в такой ситуации давить на газ, ох опасно. То что произошло в Дагестане - это грубая ошибка. Если полыхнет в одном месте, может полыхнуть везде. Ох осторожнее надо быть... Как выяснилось контроль-то не полный и сорваться все может в одну секунду. К стати, акция может быть довольно скоро, потому что сегодня представитель России в ООН уже попрекнул Израиль, так что ждите акций. 
12.11.2023 в 07:19enola.maggio
Все верно. Ситуация очень даже взрывоопасная. Центральная власть ощутимо слабеет, а при таком раскладе начинаются различные нехорошие процессы на местах. И почему-то все начинается с Кавказа. Кстати, в Чечне накануне представили нового начальника УФБ по республике. Им стал Дмитрий Кечкин, ранее возглавлявший аналогичное ведомство в соседней Ингушетии. Один из пользователей Инстаграм* «Грозный Информ», под ником baraev_b__m, так прокомментировал новое назначение Кечкина: «Молодец он 👍 он навел порядок Ингушетии жаль что он ушел» (https://www.instagram.com/p/CzelMkQLfq3/). Что ж, ждем, что он наведет порядок и в Чечне.

*Деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

12.11.2023 в 10:53cruz
  Конечно контроль не полный, т.к. РФ не тоталитарное государство. А, то что В ООН Россия попрекнула Израиль - то это совершенно справедливо и правильно. Тель-Авив совсем берегов не видит...
12.11.2023 в 10:55cruz
   Все только и делают, что ищут баланс, а один Израиль бомбит...
12.11.2023 в 23:41Игорь Сажин
Смог в Ингушетии, сможет и в Чечне. Хотя в Чечне много сложнее чем в Ингушетии. 
12.11.2023 в 23:43Игорь Сажин
Либо Израиль не видит, либо мы не знаем многого... Попрекнуть другого проще всего, но мы же не в их шкуре. Посмотрел бы я еще, если бы мы попали в такую ситуацию, как мы бы себя вели. Попрекать другого наука не большая. 
13.11.2023 в 00:16patria
  Хорошо, ждать когда они полностью уничтожат всех в Газе?...
13.11.2023 в 00:17patria
  Да, в Чечне сложнее...
13.11.2023 в 11:37Игорь Сажин
Понятно, что Хамас пытается сохранить свою военную инфраструктуру и на это сейчас направлены всех их и внешние и внутренние действия. У Израиля есть обратная задача полностью эту инфраструктуру снести. При этом и Хамас изначально понимал, что единственный способ сохранить свои военные объекты - это прятать их за гражданские и Израиль понимает, что придется наносить удары по любой форме камуфляжа. Я все же думаю у Израиля не стоит задача всех убить, это было бы очень глупо. Свято место пусто не бывает. А вот лишить ресурсов - это задач. К стати, сегодня эта задача стоит всегда, когда в мире совершаются насильственные действия. 
13.11.2023 в 11:39Игорь Сажин
Для того, что бы ехать по дороге должны работать правила. Пока они не работают. Все предпочитают сесть на трактор и давать всех, кого они видят. Пока никакие правила, кроме права сильного не работают. 
14.11.2023 в 00:38sidney_witting
  Конечно задача всех убить у Израиля не стоит. Тогда вмешается Лига арабских стран, Турция, Иран, Китай и РФ. Да и смысла для Тель-авива в поголовном уничтожении жителей Газы нет... 
14.11.2023 в 00:40sidney_witting
   Господи, о чём вы? Где правила, а где США, НАТО, Израиль. Правил для этих упырей не существует...
15.11.2023 в 11:10hunter.gottlieb
Но, более 10 000 арабов в Газе Израиль убил...
14.11.2023 в 23:25Игорь Сажин
Но вот эти заходы, типа "а если бы он вез патроны" - это конечно не способ дискуссии. 
14.11.2023 в 23:28Игорь Сажин
А что это вас занесло-то? Вы решили всех валить в кучу? Зачем? Так разговор не получится. Правила есть всегда, например право сильного - это тоже правило и никуда от этого не деться. Если кто-то бросает вам вызов, ты вы должны отвечать на вызов и тут уже работает право сильного, а не правила дорожного движения. ПДД для равных. У нас всегда есть выбор к кому правилу мы склоняемся больше к праву сильного или к ПДД. 
15.11.2023 в 11:09hunter.gottlieb
Чтобы от ПДД был толк, надо чтобы их соблюдали все участники движения, а не только РФ и Китай...
15.11.2023 в 11:52Игорь Сажин
Да, все должны соблюдать. Но вы же знаете, что всегда есть кренделя, которые выигрывают от того, что все соблюдают. Так что либо мы продолжаем соблюдать, либо мы все превращаемся в негодяев. Выбор простой. 
15.11.2023 в 11:53Игорь Сажин
Т.е. сначала мерялись тем, что убьют всех или не всех, теперь числом будем меряться, кто сколько убил, и кто больший негодяй? 
16.11.2023 в 13:28ronnie.witting
   Согласно Плану ООН по разделу Палестины (1947) на арабское и еврейское государства, сектор Газа входил в состав территории, выделенной для создания нового арабского государства. Вы это знаете?...
16.11.2023 в 13:30ronnie.witting
  Т.е. вы предлагаете, чтобы РФ всё соблюдала, а Запад поступал, как хотел? Ловко...
17.11.2023 в 12:54Игорь Сажин
Да, но вы видели эту карту 1947 года. Там Англичане поделили так всю территорию Палестины, что образовались несколько как бы анклавов израильский внутри палестинских территорий, палестинских внутри израильских территорий. Именно это деление, не жесткое, а перемещающееся и сыграло свою роль в прошлом. А потом, если помните и палестинские отряды и израильские начали просто отживать друг у друга территории с предъявлением силы, кто сильнее. Сегодняшнюю карту мы видим как результат этой силовой игры за период в 75 лет. По сути Израиль смог сложиться как единое государство, а Палестина состоит, по сути, из двух анклавов: Западный берег реки Иордан и Сектор Газа. Если бы в этих палестинских территориях была единая администрация, не тут-то было, Западный берег Иордана Организация освобождения Палестины - Абас, а Газу контролирует Хамас. Израиль договорился с Абасом, о том, что он возьмет под контроль Газа, но только после того, как Израильтяне поймут, что Газа безопасен. 
17.11.2023 в 12:58Игорь Сажин
Каждый сеет свою культуру. Если хотите жить в культуре негодяев, сейте культуру негодяйства, если хотите жить культуру справедливости - сейте культуру справедливости. Другого пути нет. Когда я еду по улице и вижу водил, которые обгоняют, подрезают, юлят, хитрят, я понимаю, человек торопится, ему сегодня очень важно приехать раньше, а мне спешить некуда и я могу стоять в очереди спокойно продвигаясь. Я спокоен ровно до того момента, когда мне понадобится куда-то торопиться и кто-то очень спокойно пропустит меня спешащего, юлящего, подрезающего и т.п. На этом держится водительское братство. А политикам мира надо задуматься по этому поводу. 
17.11.2023 в 22:21denny
Израилю активно помогали сложиться США и Запад...
17.11.2023 в 22:24denny
  Да, каждый сеет свою культуру. И что? РФ должна уступать Западу? Как это было десятилетиями? Обалдеть!...
17.11.2023 в 23:33Игорь Сажин
Т.е. нам лишь бы подраться, а за что мы деремся - не важно? Я еще раз повторю, то что мы хотим, то мы и получаем. Бог милостив и он дает людям все сполна. Хотели большевики уничтожить всех врагов, родили культуру ненависти и она же их эта культура и пожрала. Получилось, что она начала уничтожать врагов, а идущие за ними уничтожили почти всех, кто делал революцию. Если мы противостоим ради противостояния, то грош нам цена. Давайте противостоять ради будущего, но для этого надо что бы люди понимали как оно выглядит будущее. Сегодня мне никто толком не может разъяснить будущего. Лозунги говорят, а как выглядит будущее мало кто понимает. Я тут беседовал с молодыми учеными-физиками, у них у всех в голове идея Нобелевской премии, т.е. признание за рубежом. Ну я и говорю, а что дальше, после получения Нобелевки. Ответ ошеломляющий: хорошая работа за границей. Я говорю, но ведь нобелевские лауреаты жившие в СССР работали на СССР, а мне отвечают, что в СССР были условия созданы, жизнь успешного ученого физика резко отличалась от жизни простых советских граждан, они были на уровне первых лиц страны. А сегодня даже самые лучшие физики влачат жалкое существование, им подняться до уровня топменеджеров нефтяных и газовы невозможно. Вот вам и ответ. 
17.11.2023 в 23:36Игорь Сажин
Вы знаете, когда Израиль с Англией захватили Суэцкий канал при Анваре Садате, в ответ на его национализацию Египтом канала, первым, кто начала давить на Израиль за это были США, потом присоединился СССР. В США много разных лобби работают, в том числе и еврейское, но говорить, что они там абсолютно рулят, это ошибка. 
18.11.2023 в 11:00malka
  Да всё я это хорошо знаю про Запад и Тель-авив. Они там придумали игру - одним пальчиком грозят Израилю, а в это же самое время, по очереди между собой, другой рукой пихают ему финансовые программы, оружие, внешнюю политическую поддержку...
18.11.2023 в 11:03malka
  Это Западу лишь бы подраться, чтобы ограбить других  а когда они получают в ответ по морде - сразу визжат, что Россия не демократическая страна... 
18.11.2023 в 21:33Игорь Сажин
Тогда, когда Египет отжал у Англии Суэцкий канала, США очень сильно напугались, так что если вы везде ищите умысел, то боюсь ваша схема не сработает. США и СССР тогда были в очень плохих отношения и вдруг заговорили на одном языке. Это не задумка, это реальная ситуация. 
18.11.2023 в 21:37Игорь Сажин
А идея-то у нас какая? У кого не спрашивал, все молчат. Я понимаю когда большевики пришли к власти и сказали, что справедливый мир можно построить если у богачей отобрать богатства и отдать его государству, что бы оно управляло, тогда не справедливость исчезнет, потому что государство будет раздавать всем поровну и не позволит одним наживаться за счет других. А сегодня то как? Одни несправедливые, но наши угнетатели победят других не справедливых, но не наших угнетателей и будут так же угнетать? 
19.11.2023 в 11:39bennie
  Египет не "отжал" у Англии Суэцкий канал, а забрал у этих бандитов своё...
19.11.2023 в 11:44bennie
   Многополярный мир - вот основная идея. Справедливые цены на природные ресурсы, а не те какие назначает Запад, доллар всего лишь одна из валют, и далеко не основная, соблюдение США и Англией  международных законов. Вот примерный перечень...
19.11.2023 в 22:58Игорь Сажин
Подождите, а я ведь про идею для жителей России, а не для всего мира. То что вы перечисляете, от этого я как житель России не выигрываю. Т.е. для меня остается все так как было. Прослойка богатых элит владеет всем в России, есть слой полной нищеты и между ними некая группа живущая от подачки к подачке. Мир получит многополярный мир. Мир получит хорошую цену на нефть. Мир получит много валют. А мы то что получим? Мы останемся в области не справедливых отношений, потому что рулить всем будут элиты и рулить они будут в свою пользу, полиция будет служить элитам, суды будут служить элитам, мы получим максимальную коррупционность элит, которые будут плевать на закон и просто обирать остальных жителей России. Т.е. все выиграют, а мы, в конце концов, будем обслуживать победившие элиты? Т.е. мы строим ровно то, что построено в Европе и в США, то что построено в Китае, в Японии и в других странах, где элиты управляют всем и топчутся по населению? И при этом все это будет построено по еще более худшему сценарию? Теперь все понятно... А вы не задумывались, что когда люди это поймут, то мы огребем русский бунт?
19.11.2023 в 23:01Игорь Сажин
Т.е. вместо внятного ответа на мое суждение, вы решили срулить в сторону? Понятно. Конечно египтяне забрали свое, а Англичане, которые в свое время отжали суэц у Французов, потеряли "честно отжатое" и недовольные взяли себе в союзники Израиль для возвращения "честно отжатого". А это в свою очередь возмутило США и СССР, которые вместе пригрозили Англии и Израилю серьезные последствиями.