Завтра - День России
Тоска по порядку, не зная цепей, не чувствуя на собственных запястьях, как болят шрамы от кандалов. Искренняя и неподдельная непосредственность "тортика" в кумачовый день календаря. Ровный, списанный из учебника слог ("Вот тоже придумала Марьванна.."). Путаница в датах, числах и экономических формациях. Далеко не трибунная уверенность в том, что завтра обязательно будет лучше, чем сегодня. И будет лучше не в теплых странах, а именно здесь.
Им еще жить да жить. Не судите их строго. Все они -наши дети. Все они - дети нашей эпохи. Они те, кому еще предстоит без учебников, на собственных примерах сотню раз разочароваться и тысячу раз возгордиться от того, что живут в России. Может быть, у них лучше, яснее и доступнее получится рассказать уже своим детям, "почему" празднуется этот день и "от чего" независима наша страна.
Признаемся, нам всем - и большим, и малым - еще жить да жить до истинного, от души, а не от перелистанного мимоходом календаря, осознания этого праздника. Они честнее и не оглядываются ни на что в оценках. Эта смелость, нет, скорее еще отсутствие приобретенного социального страха и подкупает взрослых. Мы уже часто не можем себе позволить подобную прямоту наотмашь.
Истоки праздника понятны и ясны. Но вот с мотивационной стороной, как часто в России, проблема. Мажорным ли был тот новейший исторический аккорд, реквием ли стоит исполнить, вспоминая? Кто осмелится сделать такой выбор и произнести, что его выбор - единственно правильный? Никто и каждый одновременно.
Сейчас принято говорить, что это атипичность российского менталитета. Она не вновь приобретенная, она уже скорее генетическая. Так было, есть и будет. Пушкин дружил и с декабристами, и с царем под занавес жизни. Имел ли он моральные угрызения совести по этому поводу? Не думаю. Имел ли вообще когда-нибудь муки душевные? Почище, вероятно, чем у многих..
Так и у нас сегодняшних. Вечно от шепота до крика. Назовите это хоть атипичностью, хоть загадочной русской душой, не в определениях суть. И в тех, всегда идущих вместе, кто поет "за здравие" празднику, и в других, в черных майках с профилем команданте Че, предпочитающих "за упокой", уживается целая вселенная. И в ней, в этой вселенной, есть место всему и набожности графа Льва Николаевича, и распутству помещика Льва Николаевича.
Сумеем ли признаться в этом? Сможем ли отвлечься от сиюминутности текущего политического момента и протянуть ближнему открытую ладонь? Да, вопросы почище гамлетовских. Но предназначение подобных праздников, вероятно, в этом и состоит, чтобы время от времени задавать их себе.
Опубликовано 11 июня 2003 года