НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
Не менее 25 жителей села Алхан-Кала, чье местонахождение было неизвестно после их похищения силовиками в январе, находятся в одном из изоляторов Чечни по обвинению в причастности к боевикам, сообщил Центр защиты прав человека "Мемориал".
Как писал "Кавказский узел", 18 января Центр защиты прав человека "Мемориал" сообщил, что после проверки подтвердилась информация оппозиционных властям Чечни телеграм-каналов о похищении чеченскими силовиками не менее 25 жителей села Алхан-Кала. Судьба похищенных остается неизвестной, сообщил 21 января "Кавказскому узлу" сопредседатель "Мемориала" Олег Орлов.
Массовые похищения в Алхан-Кале начались вечером 7 января, выяснил волонтер ЦЗПЧ "Мемориал". По его данным, силовики увезли похищенных из села в неизвестном направлении, при этом они не представлялись и не сообщали, к каким именно подразделениям принадлежат. Правозащитники подтвердили, что в числе похищенных - 14 человек, чьи имена были названы в публикацях телеграм-каналов: Сайд-Магомед Аюбов, Турпал Бацараев, Магомед Вациев, Рамзан Вациев, Самад Гериханов, Муслим Гериханов, Адлан Исаев, Усман Мусаев, Хамзат Солсаев, Халим Солсаев, Адам Солсаев (директор школы №3), Усман Хатуев, Ахъяд Хатуев и Бекхан Хатуев. Среди похищенных есть близкие родственники (братья Хатуевы, Солсаевы), сообщил "Мемориал".
Похищенные в селе Алхан-Кала находятся в СИЗО, сообщил сегодня "Мемориал". "Силовики похитили и удерживали в секретных тюрьмах не менее 25 человек, некоторых пытали. Нашим волонтерам удалось узнать, где похищенные находятся сейчас, и что им вменяют", - поясняется в публикации на сайте правозащитной организации.
Волонтеры "Мемориала" пытались выяснить судьбу похищенных, но родственники отказались взаимодействовать с правозащитниками, так как боялись усугубить ситуацию, говорится в сообщении.
"Жители села, которых в очередной раз опросили наши волонтеры в конце марта, сообщили, что в отношении всех задержанных возбудили уголовные дела. Мужчинам вменяют организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (статья 208 УК). Им грозит до 20 лет лишения свободы. Сейчас похищенные находятся в [одном из СИЗО Чечни] — неизвестно, когда именно их "легализовали" и перевели в изолятор", — говорится в публикации.
Также волонтеры выяснили, что отец похищенных братьев Солсаевых 9 марта внезапно скончался от сердечно-сосудистого заболевания, отметил "Мемориал".
МВД по Чечне, по состоянию на 15.15 мск, не сообщало на своем сайте о задержании подозреваемых по статье 208 УК РФ.
Похищение родственников – метод, который применяется в Чечне систематически, сообщил в январе Центр "Мемориал", комментируя похищение братьев Хатуевых и Солсаевых. "Брата (или вообще родственника) похищают, чтобы можно было оказывать давление на первого задержанного из родственников, чтобы тот был сговорчивее и давал требуемые показания в обмен на освобождение другого. В большинстве случаев этот способ давления срабатывал", — констатировали правозащитники.
Брать в заложники родственников — исторически нехарактерная для Кавказа практика, указал ранее президент Конгресса народов Кавказа Руслан Кутаев. "Никогда на Кавказе в межкавказских отношениях и в особенности у мусульман не наказывали людей за не совершённые ими дела", — сказал он "Кавказскому узлу", добавив, что на Кавказ эту практику принесли российские военные. Но даже российские власти в царское время ограниченно применяли практику похищений родных, подчеркнул Кутаев.
Напомним, в декабре 2021 года оппозиционный блогер Тумсо Абдурахманов сообщил о похищении силовиками в Чечне своих родственников по отцовской и материнской линиям. Блогер связал похищение с критикой его брата в адрес спикера парламента Чечни Магомеда Даудова. В тот же день блогер Минкаил Мализаев, также критикующий чеченские власти, заявил о похищении в Чечне своих родственников по отцовской и материнской линиям, а Тумсо Абдурахманов опубликовал информацию, что аналогичная участь постигла близких основателя правозащитной организации "Вайфонд" Мансура Садулаева.
Всего в конце 2021 года в Чечне были похищены десятки родственников критиков властей республики. Рамзан Кадыров факт похищения не отрицал, но предположил, что похитили «кто-то из тех, кого они оскорбили», говорится в справке "Кавказского узла" "Родственники как заложники: новая волна похищений в Чечне".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
Читайте "Кавказский узел" в Telegram без установки VPN и используйте браузер CENO для обхода блокировок. Также призываем читателей установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если позднее приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, или доступ к "Кавказскому узлу" будет ограничен – вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в Twitter. Можно смотреть видео "Кавказского узла" на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.
Выходит, либо глава Чечни банальным образом соврал, либо, что подчиненные ему силовики были не в курсе того, что никаких боевиков в республике нет уже два года.
И раз уж речь зашла о боевиках. Вчера начальник УФСБ по ЧР Игорь Кочнев доложился Рамзану Кадырову о том, что "предпосылок к террористической угрозе на территории региона нет. Реализуется ряд мер, направленных на их предупреждение" (Инстаграм "Грозный-Информ" - https://www.instagram.com/p/CrbpIZPLZSK/*).
Интересно, после этого доклада в Чечне будут продолжать задерживать "боевиков" или "причастных к ним" лиц?
во-вторых, "подозрение в причастности" не равно "причастности".
в-третьих, если в январе 2021-го вооруженное подполье перестало существовать, что мешает ему возникнуть или попытаться возникнуть сейчас или когда-нибудь в ближайшем или отдаленном будущем?