Сегодня Государственная дума приняла во втором чтении постановление об амнистии в Чечне. 298 человек проголосовало "за" и 2-"против". В пятницу постановление, скорее всего, будет принято в третьем, окончательном, чтении и вступит в силу сразу после опубликования, не нуждаясь ни в согласии Совета Федерации, ни в подписи президента.
Под амнистию, как это было и первоначальном ее варианте, не попадают иностранцы, особо опасные рецидивисты и преступники, совершившие убийства, похищения, изнасилования, разбой и другие тяжкие преступления
Не амнистируются и те, кто попадает под статьи "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа" и "Бандитизм". Иначе говоря, практически любой участник чеченского сопротивления может быть обойден милостью Госдумы, ибо, участвуя в боевых действиях, они именно посягают на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Зачислить всех чеченских боевиков в "бандиты" тоже не представляет труда, поскольку банда, как это определяет Уголовный кодекс, есть участие "в устойчивой вооруженной группе".
Правда, "участие в незаконных вооруженных формированиях" амнистируется, но какая из двух статей будет применяться в каждом конкретном случае, никто сказать не может. Депутат от СПС Александр Баранников предложил амнистировать и за "Бандитизм", но поправка не прошла.
Однако прошли две других поправки. Тот же Александр Баранников и депутат от Чечни Асламбек Аслаханов предложили исключить из амнистии преступления за геноцид. Дума попала в неловкое положение. Амнистировать геноцид-это почти признать совершение таких преступлений. Поправка прошла. За геноцид теоретически можно привлечь к ответственности. Попала под амнистию по инициативе Баранникова и статья о хищении оружия, чего не было в "президентском" варианте.
Дума несколько изменила сроки амнистии. Применяться она будет по-прежнему в течение полугода с момента опубликования, но попадать под нее будут только те участники вооруженных формирований, которые сдадут оружие до 1 сентября 2003 года. Раньше назывался другой срок-1 августа. По просьбе Кремля срок отодвинули на месяц.
Сколько человек с той и другой стороны попадет под амнистию рассчитать невозможно. Главный военный прокурор России Александр Савенков заявил, что в военной прокуратуре сейчас лежат дела на 50 военнослужащих, совершивших преступления в Чечне, и еще в судах рассматриваются дела в отношении почти 200 человек. Но какие против них выдвинуты обвинения и кто попадет под амнистию, неизвестно.
Что касается чеченского сопротивления, то очевидно уже на следующей неделе мы увидим, выстраивается ли к военным комендатурам в Чечне очередь из бородатых людей с автоматами, жаждущих отдать свое оружие и свободу в обмен на обещанное российским парламентом прощение.
Опубликовано 4 июня 2003 года