На фоне беспрецедентно низкой активности населения в парламентских выборах в Армении победили пропрезидентские партии.
Если парламентские выборы и конституционный референдум, проходившие в Армении в один день, 25 мая, и доказали что-либо, так это то, что избиратель, вынужденный следить за ходом предвыборных кампаний непрерывно на протяжении восьми месяцев, смертельно устал от политики.
Как и ожидалось, победа досталась доминирующей Республиканской партии, хотя были и заявления о фальсификации результатов выборов.
По предварительным подсчетам Центрального избирательного комитета, в выборах приняли участие лишь около 51 процента избирателей - самый низкий показатель явки со времени проведения в постсоветской Армении первых парламентских выборов. Объясняя свою пассивность, одни говорили, что все политики одинаково бесполезны, а другие заявляли о нежелании участвовать в фиктивных выборах.
"Мне надоело голосовать", - сказала Гаянэ Петросян, учительница из Аштарака - небольшого городка, расположенного в 20 км от Еревана. "Мы все голосуем и голосуем, но ничего не меняется".
"Апатии избирателей следовало ожидать ", - говорит бывший кандидат Степан Григорян. - "Прежний парламент не оправдал надежд, а выборы президента были несправедливыми".
"Мы отдаем свои голоса, а затем [избирательные] комиссии подтасовывают результаты в угоду властям", - сказала Петросян.
"Зачем тратить время на голосование и портить при этом нервы?" сказал Галуст Гущян, рабочий из Аштарака. - "Наш предыдущий депутат просидел в парламенте четыре года, но не сделал ничего для народа. Следующий будет таким же. Я не ходил голосовать".
Рафик Мовсесян, пенсионер из села Ошакан, расположенного в 30 км от столицы, рассказал, что за день до выборов сельский глава пригласил к себе беднейшие ошаканские семьи и раздал им пакеты с продуктами, при этом пригрозив отнять помощь, если они не проголосуют за указанного им кандидата.
Похожую историю IWPR рассказали и в северном городе Иджеване. "Какая разница? Нам было сказано голосовать за Республиканскую партию, так мы и сделали", - сказал местный житель Валерий Мирзоян.
Республиканскую партию возглавляет премьер-министр Андраник Маргарян, а вторым в списке кандидатов от этой партии значится имя влиятельного министра обороны Сержа Саркисяна. Поэтому никто не удивился, когда было объявлено о победе Республиканской партии, хотя ей все же не удалось заручиться абсолютным большинством голосов.
28 мая партиям "Оринац Еркир" (Страна Законности) и "Дашнакцутюн", которые по итогам выборов заняли, соответственно, третье и четвертое места, премьер предложил объединиться в коалицию. Это сотрудничество вкупе с поддержкой независимых депутатов должно обеспечить ему "комфортное" большинство в парламенте.
Оппозиционный блок "Справедливость" пришел вторым, однако, исходя из особенностей избирательной системы Армении, скорее всего получит лишь 15 мест из 131. Столь ограниченное присутствие в парламенте не даст блоку возможности ставить условия. Все 56 депутатов, избранных по мажоритарной системе, оказались пропрезидентскими.
Новый состав правительства будет объявлен в середине июня, однако уже сегодня говорят, что Маргарян останется на посту премьер-министра, а его партия сохранит контроль над силовыми и правоохранительными структурами страны.
Лидер блока "Справедливость" Степан Демирчян обвинил власти в фальсификации. "Опубликованные результаты не имеют ничего общего с волей народа. Это были очередные позорные выборы".
О том, что выборы не соответствовали демократическим стандартам, заявили и наблюдатели, представляющие европейские организации. "По сравнению с недавними президентскими выборами, выборы в парламент Армении проходили несколько лучше, и все же в некоторых случаях наблюдалось несоответствие с международными стандартами", - заявили представители объединенной группы мониторинга, делегированной парламентскими ассамблеями ОБСЕ и Совета Европы, а также Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). По словам главы делегации ПА ОБСЕ Джиованни Кесслера, "в ходе выборов было зафиксировано несколько серьезных инцидентов и нарушений". Руководитель мониторинговой группы БДИПЧ Роберт Барри отметил, что нарушения были обнаружены в 30 процентах избирательных пунктов, которые посетили представители группы. "Могу себе представить, что происходило там, где наблюдателей не было", - сказал он.
Низкий процент активности населения международные наблюдатели объясняют отсутствием доверия избирателей к самому процессу выборов и политическим институтам.
С этой точкой зрения согласен председатель армянского избирательного комитета Артак Саградян. "Я думаю, до международных стандартов нам все еще далеко", - сказал он.
От избирателей также требовалось принять участие в референдуме по внесению изменений в Конституцию страны. Однако изменения не приняты - одной трети голосов, необходимых для утверждения конституционных изменений, так и не набралось.
По всей видимости, и здесь сказалась апатия населения. Об изменениях, предложенных президентом Робертом Кочаряном, говорилось не много, и большинство избирателей просто не понимали смысл вдруг представленных им на утверждение поправок к Конституции. Что решит сделать президент для того, чтобы его вариант Конституции в конце концов был принят, пока неясно.
Опубликовано 2 июня 2003 года