Ход выполнения наших обязательств комментирует вице-спикер Национального Собрания, член Республиканской партии Армении (РПА) Тигран Торосян.
Некоторые силы в Национальном Собрании считают, что сегодня существуют проблемы, не позволяющие отменить смертную казнь.
Близится к концу срок, установленный Евросоветом для отмены в нашей стране смертной казни. Если до конца текущего года Армения не ратифицирует 6-й протокол Европейской конвенции по правам и свободам человека, отвергающий возможность применения смертной казни (что предполагает также внесение изменений в Конституцию и принятие нового Уголовного кодекса), то Евросовет не исключает применения санкций. Санкции этой европейской структуры предусматривают или лишение данной страны права голоса в Парламентской Ассамблее Совета Европы сроком на 1 год, или даже ее исключение из Евросовета. Парламент уже утвердил представленный президентом РА проект конституционных изменений, а президент подписал указ о вынесении этого проекта на референдум, назначенный на 25 мая.
На принятие нового Уголовного кодекса был отведен год после вступления в Совет Европы. Прошло уже 2 года, а Уголовный кодекс пока принят только во втором чтении. Принять его в третьем чтении планируется в ходе внеочередной сессии НС. Так как этот кодекс имеет прямое отношение к судьбам тысяч людей, мы договорились с представителями Евросовета о том, чтобы отвести на его принятие более длительный срок. Но поскольку принятие Уголовного кодекса было связано также с проблемой отмены смертной казни, параллельно с проектом Уголовного кодекса был разработан проект закона "О вводе в действие Уголовного кодекса", в котором нашел свое отражение вопрос смертной казни и вытекающая отсюда проблема, связанная с судьбой людей, уже приговоренных к смертной казни. Этот второй законопроект, принятый в первом чтении и включенный в повестку дня внеочередной сессии парламента, фактически, должен сыграть роль регулятора между принятием нового Уголовного кодекса и ратификацией 6-го протокола, поскольку новый Уголовный кодекс не предусматривает в качестве высшей меры наказания смертную казнь.
Успеем ли уложиться в отведенные сроки, особенно если учитывать, что в мае парламент завершит свою миссию?
Это довольно трудно сделать. Изначально у этих задержек были основательные причины, но все вопросы и мотивировки были выслушаны и учтены в двух законопроектах. Возникнет, пожалуй, лишь одна проблема - дело "27 октября". Но Евросовет не приемлет оговорок в вопросе отмены смертной казни. И мы, пожалуй, будем вынуждены решать, что предпочесть: сохранить смертную казнь или лишиться членства в Совете Европы. Для решения этой дилеммы должны проявить волю наши политические силы.
Какова позиция РПА в этом вопросе?
В затягивание решения этой проблемы внесла свою лепту и Республиканская партия Армении. Потому что, действительно, были объективные причины. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы судебный процесс по делу "27 октября" был уже завершен и приговор вынесен. Тогда принять решение об отмене смертной казни было бы гораздо легче. Тем не менее, у партии еще есть время, и она уточнит свою позицию. В этом вопросе политические силы, представленные в НС, разделились на два лагеря. Так, АРФ Дашнакцутюн и национально-демократический союз считают, что мы должны без всяких исключений выполнить свои обязательства перед Евросоветом, в том числе однозначно отменить смертную казнь. А Союз "Конституционное право", к примеру, находит, что хотя отмена смертной казни в перспективе должна стоять на повестке дня, тем не менее, существуют проблемы, не позволяющие сделать это сегодня.
Однако помимо отмены смертной казни, у Армении есть и другие невыполненные обязательства. Сроки выполнения наших обязательств перед Советом Европы не были нарушены, пожалуй, лишь в вопросе принятия закона "Об альтернативной воинской службе". До его принятия у нас еще есть целый год, а проект уже направлен экспертам Евросовета. Хотя и не в установленные первоначально сроки, но, тем не менее, все же были приняты законы о гражданской службе, партиях, общественных организациях, органах местного самоуправления. Относительно закона "О защите прав человека" нам удалось договориться с Евросоветом и продлить ранее установленный 6-месячный срок его принятия, так как этот закон тесно связан с конституционными изменениями. Сейчас проект закона прошел первое чтение, а осенью, когда прояснится вопрос конституционных изменений, его представят ко второму чтению - уже новому парламенту. Согласно проекту, омбудсмена должно назначать Национальное собрание, и он будет наделен правом обращаться в Конституционный суд. В рамках же действующей Конституции ни первое, ни второе невозможно. И, наконец, в числе невыполненных обязательств - принятие закона о СМИ. Это единственный случай, когда мы не выполнили наши обязательства в установленный срок, не имея серьезных на то оснований. Занимавшиеся этим вопросом должностные лица из Министерства юстиции и представители СМИ за два года так и не сумели разработать взаимоприемлемый вариант. Хотя эксперты Евросовета, кстати, дали положительную оценку этому законопроекту. Несмотря на недовольство и протесты СМИ, для обретения закона о СМИ нет иного пути, чем проведение существующего проекта через первое чтение в НС. С того момента, когда законопроект станет, так сказать, собственностью парламента, появится возможность для того, чтобы его полноценно обсудить и выслушать предложения представителей СМИ. Думается, предложения представителей СМИ по данному законопроекту можно было выслушать и учесть гораздо раньше - в рамках обсуждения в Министерстве юстиции. Тогда бы он не вызывал у журналистов столько нареканий.
Опубликовано 10 апреля 2003 года