16:32 / 16.08.2022Последствия двух войн помешали освоению лесов в Чечне

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Освоение лесов Чечни упирается в ограничения, установленные законами. и в сложности при работе, так как в лесах и стволах деревьев остались снаряды со времен чеченских кампаний, отметил географ Алексей Гуня, комментируя критику Рамзаном Кадыровым главы Рослесхоза после обнародования рейтинга за 2021 год. Леса Чечни слабо освоены на фоне последствий чеченских кампаний, а работами по разминированию заниматься некому, указал политолог Алексей Малашенко.

Как писал "Кавказский узел", 12 августа Кадыров раскритиковал главу Рослесхоза за оценку эффективности лесного хозяйства в Чечне. заявив, что методика, по которой Чечня вошла в список регионов с наихудшей эффективностью ведения лесного хозяйства, составлена "бездарно", заявил Рамзан Кадыров, предложив руководителю ведомства возглавить Минприроды Чечни и улучшить показатели.

Старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук Алексей Гуня выразил сомнение, что рейтинг регионов, опубликованный Рослесхозом, отражает истинное положение дел в Чечне.

"Но действительно, критериев эффективности пользования лесом много и они могут различаться по разным регионам. Употреблять универсальные индикаторы для оценки лесфонда для такой огромной России -  очень натянуто. Должна быть большая генерализация, чтобы от восточно-сибирской тайги до буковых лесов Северного Кавказа использовать полностью единые критерии. Нужен подход с учётом региональных особенностей", - сказал он.

Рослесхоз оценивает регионы по 36 критериям, разделённым на группы: обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесовосстановление, проведение лесопожарного сезона, экономическая деятельность, при этом сами критерии на сайте ведомства не указаны. Среди регионов, занявших последние места в рейтинге эффективности ведения лесного хозяйства по итогам 2021 года, помимо Чечни, шесть регионов СКФО и ЮФО: Кабардино-Балкария, Ингушетия, Ставропольский край, Ростовская, Астраханская и Волгоградская области, следует из пресс-релиза, опубликованного 11 августа на сайте Рослесхоза. Чечня занимала в рейтинге, который публикуется с 2018 года  в первый год его составления 53-е место, в 2019 году - 55-е, в 2020 году - 50-е место, а в 2021 году опустилась до 67-го, указано на сайте ведомства.

Часть земель лесного фонда в Чечне до сих пор испытывает на себе последствия чеченских войн, указал географ. "Часть лесов, особенно буковых лесов, которые могли бы использоваться в промышленных целях стоят без эксплуатации по вине войны. Ранее (до войн) в ЧР были лесопилки, мебельные заводы. Некоторое время назад их попытались восстановить и вновь начать эксплуатацию. Но добыча древесины в промышленных целях не получилась. И одним из факторов было то, что в лесах, в том числе в стволах деревьев, много осколков мин и снарядов. Такая древесина ломает дорогостоящие пилы. Часть предпринимателей отказалась от этой деятельности", - отметил Гуня.

30 сентября 1999 года начались и длились 10 лет (до августа 2009) боевые действия в Чечне и граничащих с ней районах Северного Кавказа, известные как Вторая чеченская война, Вторая чеченская кампания или Контртеррористические операции (КТО) на территории Северо-Кавказского региона, говорится в справочном материале "Кавказского узла" "20 лет спустя: главное о Второй чеченской войне".

По его словам, в Чечне немало лесов относится к природоохранным территориям. "В них свой режим лесопользования. Но даже если лес не входит в заказники, существуют типы лесов, которые могут использоваться в ограниченных масштабах. Чечня — горная страна и много лесов на крутых склонах гор. Они не подлежат сплошной вырубке вследствие того, что относятся к типу водоохранных. Такие леса предохраняют от эрозии склонов, оползней, селей. Эти леса должны оставаться. Водоохранные леса вне зависимости от того, находятся ли они на природоохранных территориях или вне их, тоже подлежат если не полному запрету использования, то очень регулируемому пользованию. Даже санитарная рубка должна производиться очень осторожно", - пояснил Гуня.

Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, автор книги "Рамзан Кадыров: российский политик кавказской национальности" Алексей Малашенко заявил, что при всей критичности его отношения к главе Чечне в вопросе о минировании лесов Кадыров прав. "Я ему верю в этом вопросе. Потому что до сих пор находят мины и бомбы. Ведь война была меньше здесь 20 лет назад. Что говорить, когда даже от Второй мировой войны ещё мины и бомбы остались. Те минировали, эти минировали. И кто сейчас узнает о профессионализме тех, кто это делал", - указал он.

Кавказовед сомневается, что сейчас будут заниматься деятельностью по разминированию территорий в Чечне. "А кто это сейчас будет делать? Людей жалко, которые там живут. Мне рассказывали, что целыми семьями гибли на минах", - отметил Малашенко.

В 2017 и 2018 года проводилось разминирование лесов Чечни.  Саперы с апреля по ноябрь 2017 года нашли и уничтожили в Чечне более 17 тысяч взрывоопасных предметов в Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском, Грозненском и Курчалоевском районах. На 2018 год было запланировано разминирование лесов  1400 гектаров леса в Ачхой-Мартановском, Грозненском, Гудермесском, Шалинском, Курчалоевском, Урус-Мартановском и Веденском районах.

По его словам, среди местного населения о проблеме мин знают, поэтому опасаются вести активную хозяйственную деятельность в ряде мест. "Те люди, которые там живут, и на глазах которых всё это происходило, они могут знать, что вот до этого дерева дойти можно, а дальше чёрт его знает. Есть какие-то неофициальные границы пользования лесом и, я думаю, Рамзан Кадыров про это знает", - считает Малашенко.

Он усомнился в достоверности рейтинга, опубликованного Рослесхозом. "Я в формальные рейтинги министерств и ведомств в принципе не верю. Рейтинг предоставляется начальству для отчёта и чтобы он было довольно. Это остаток советской системы. Они никогда не отражают в полной мере положение дел. Лишь в 1990-е годы были более честные рейтинги. Достаточно посмотреть, например, данные по рождаемости. Одно дело официальная информация, другое дело — неформальные оценки", - сказал Малашенко.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на YouTube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp* могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:
17.08.2022 в 08:46randal
Действительно. в свое время в Чечне работали и лесопилки, и деревообрабатывающие предприятия имелись, но в ходе прошедших войн все было разрушено. В 2013-году в Алхан-Кале, запустили два цеха бывшего деревообрабатывающего комбината, но особого развития дело не имело - https://sdelanounas.ru/blogs/29446/. Своего мебельного производства нет, частники производят в небольших количествах мягкую мебель, диваны. столы и стулья, которые реализуются либо на месте, либо на рынках. К тому же, сейчас большое распространение получило изготовление пластиковых окон. дверей и т.д.. и такие цеха всегда загружены работой. Что касается вопросов. связанных с разминированием лесов. Тут. как верно указано в статье. много нерешенных вопросов, хотя масштабное разминирование в Чечне силами инженерно-саперных подразделений Минобороны было начато лет 10 назад. В горных районах, жители некоторых отдаленных хуторов, не могут вернуться на свои заброшенные земли. поскольку за прошедшие годы все заросло деревьями и кустарниками. Проводить разминирование в таких условиях, задача действительно очень сложная. особенно если учесть. что применять специальную технику для разминирования, будь то передвижные тралы на базе танков, или новейшие роботизированные комплексы, практически невозможно. Так что нерешенность вопросов разминирования, все еще остается главным фактором, препятствующим освоению лесов. Родственник друга работает в одном из лесничеств, и он рассказывал, что передвигаются они по строго установленным маршрутам, поскольку взрывоопасные предметы, всякие там бомбы, ракеты, мины, и т.п., может оказаться где угодно. Впрочем, надо признать. что в последние годы в Чечне не отмечалось ЧП, связанных с подрывами людей, тогда как в начале 2000-х, счет погибших и раненных в результате взрывов мин и фугасов, шел на сотни и тысячи.
17.08.2022 в 10:44leonel.kulas
Если из чеченских лесов можно будет извлечь хоть какую-то выгоду, то Кадыров тут же начнет их  "осваивать". Не сомневайтесь.