Армянской коньячной промышленности предстоит трудный год после того, как чрезвычайно суровая зима нанесла серьезный урон большей части местных виноградников.
Лишь немногие хозяйства в Араратской долине, которая традиционно считается родиной армянской коньяка, дадут урожай в этом году. Ожидается, что в 2003 году в стране будет собрана всего одна четвертая прогнозировавшегося объема, а это чревато потерями, которые уже оцениваются в 25,6 миллиона долларов.
Как и многие другие крестьяне, Артак Хачатрян сегодня пытается решить дилемму - вырубить виноградники и посадить другие культуры, или ждать какой-либо помощи от правительства. "В любом случае, в этом году мне придется искать дополнительные источники заработка для своей семьи", - говорит он.
Аграрно-крестьянский союз Армении обратился в правительство Армении с предложением освободить владельцев пострадавших виноградников от выплаты земельного налога на 2 года и предоставить им льготные тарифы на пользование оросительной системой.
Однако в одобренной недавно правительством программе помощи фермерам подобные меры не фигурируют. В итоге решение вырубить погибший виноград и заменить его овощными культурами, чтобы как-то прокормить свои семьи, этой весной приняли многие фермеры.
Похожая ситуация в Армении была в 1996-1997 годах, но причиной ее была не погода, как сейчас, а плачевное финансовое состояние Ереванского коньячного завода, который расплачивался с виноградарями не "живыми деньгами", а в лучшем случае коньяком.
Крестьяне в ответ предпочли тогда сажать кормовые и зерновые культуры - закупочная цена килограмма помидоров была равна стоимости трех килограммов винограда. В результате в 1996 году в одном только Армавирском районе было уничтожено 1 000 гектаров виноградников.
Ереванский коньячный завод, который выпускает известный во многих странах, и, кстати, являвшийся любимым напитком Уинстона Черчилля бренди "Арарат", традиционно осуществляет самые крупные в Армении закупки винограда. Сегодня руководство завода серьезно беспокоится, что нехватка винограда может поставить под угрозу производство бренди. Согласно прогнозам, объем собранного урожая в этом году составит лишь 20 тысяч тонн винограда, что в четыре раза меньше ожидаемого.
Ситуация осложняется тем, что завод не может импортировать виноград для восполнения недостающих объемов. Дело в том, что договор о приватизации Ереванского коньячного завода, подписанный Pernod Ricard и правительством Армении, запрещает использование импортного винограда для производства армянского коньяка. Именно этот пункт договора позволил в 1998 году несколько успокоить страсти, разгоревшиеся в Армении после продажи завода французам.
Аграрно-крестьянский союз Армении полагает, что из-за заморозков погибло примерно 70 процентов виноградников Араратской и Армавирской областей и возлагает ответственность за случившееся на министерство сельского хозяйства Армении. "Последствия заморозков были бы значительно меньшими, если бы фермеров заранее предупредили о грядущих заморозках", - сказал в беседе с IWPR председатель союза Грачья Берберян.
Однако руководство Ереванского коньячного завода считает, что в случившемся виноваты и сами фермеры, которые не предприняли необходимых мер для спасения урожая. "Самым надежным средством, которое отлично известно армянским виноградарям, является закапывание виноградной лозы в конце осени", - говорит генеральный директор завода Пьер Лареч.
В связи с тем, что некоторые фермеры теперь вырубают свои виноградники, предпочитая использовать освобожденную площадь под овощи, Пьер Лареч говорит: "Не следует забывать, что даже в случае посадок новой виноградной лозы хороший урожай может быть получен не ранее, чем на четвертый год. Между тем, пострадавшие от морозов виноградники могут "оправиться" уже в 2004 году".
Между тем, в целях стимуляции фермеров министерство сельского хозяйства собирается предпринять экстремальные меры - министр Давид Задоян полагает, что в этом году закупочные цены на виноград повысятся почти вдвое и составят 130 драмов (около 22 центов) за килограмм. Руководство Ереванского коньячного завода также не исключает, что повысит закупочные цены на виноград. Ясно, что в результате будут подняты цены и на сам коньяк, и его подорожание может отрицательно сказаться на экспорте в страны, традиционно потребляющие армянский бренди, в первую очередь, в Россию.
В сложившейся ситуации Ереванский коньячный завод, его главный конкурент - российская компания Great Valley - и другие, более мелкие производители коньяка, вынуждены начать искать альтернативные возможности закупок винограда. Пьер Лареч уже заявил, что часть винограда будет закупаться в северных регионах Армении и Нагорном Карабахе.
Такое решение, однако, чревато скандалом с Азербайджаном. Официальный Баку не скрывал своего возмущения, когда в 1999 году Пьер Лареч посетил Степанакерт и обсудил с президентом Нагорного Карабаха перспективы использования карабахского дуба для изготовления бочек для хранения коньячного спирта. Можно не сомневаться - если завод действительно начнет закупать виноград в Карабахе, реакция азербайджанской стороны будет гораздо более резкой.
Между тем, по иронии судьбы, в 1994 году, когда на карабахских фронтах было заключено перемирие, на Ереванском коньячном заводе заложили специальную "бочку мира" с отборным коньяком. Ее должны вскрыть в тот день, когда Армения и Азербайджан подпишут мирное соглашение.
Опубликовано 22 апреля 2003 года