12:20 / 29.03.2022"Мемориал"* раскритиковал решение суда по жалобам на пытки осужденных курчалоевцев

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Верховный суд России признал законными отказы расследовать заявления о пытках жителей Курчалоевского района Чечни, осужденных по обвинению в терроризме, и это противоречит позиции ЕСПЧ, заявил Правозащитный центр "Мемориал"*.

Как писал "Кавказский узел", в январе 2020 года Правозащитный центр "Мемориал"* направил в ЕСПЧ жалобу в интересах 14 жителей Чечни, приговоренных к длительным срокам по обвинению в терроризме. Силовики держали обвиняемых в подвале и заставили дать признательные показания после пыток и угроз, Во время расследования заявления о пытках родственникам жителей Чечни угрожали силовики, после чего в возбуждении уголовного дела было отказано. Жалоба на отказ, поданная от имени 11 заявителей, была отклонена судом, а аналогичные жалобы от еще троих были рассмотрены, но отказ в возбуждении дела был оставлен в силе, сообщили правозащитники.

12 сентября 2018 года стало известно, что 14 молодых людей, похищенных в Курчалоевском районе, осуждены на сроки от 9,5 до 10,5 года. Все они были похищены в начале января 2017 года, но официально "задерживались" лишь через два месяца после похищения. Один из осужденных, Данилбек Мусаев из села Цоци-Юрт, на заседании Верховного суда Чечни 15 июля 2019 года подробно рассказал о пытках в Грозном. 

Верховный суд России счел законным отказ управления Следственного комитета по Чечне расследовать заявления о пытках курчалоевцев, пояснив, что приговор в отношении них уже вступил в законную силу, сообщила сегодня пресс-служба Правозащитного центра "Мемориал"*.

"Он решил, что нет оснований расследовать заявление пострадавших, так как сами заявители уже осуждены по «основному делу»", - говорится в сообщении на сайте Правозащитного центра.

Решение Верховного суда России противоречит позиции ЕСПЧ, который в постановлении по делу «Ляпин против Российской Федерации» указывал, что по сообщению о нарушении статьи 3 Европейской Конвенции по правам человека (запрет на пытки и унижающее достоинство обращение) государственные органы обязаны возбудить уголовное дело и провести расследование, и одной лишь доследственной проверки недостаточно, подчеркнули правозащитники.

Кассационная жалоба на вступившее в силу решение Старопромысловского райсуда Грозного поступила в Верховный суд 11 февраля 2022 года, заседание по ней состоялось 11 марта. Итогом стал "отказ в передаче дела (кассационных жалобы, представления) для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции", говорится в карточке дела, размещенной на сайте Верховного суда. Решение Старопромысловского райсуда от 8 июля 2019 года было обжаловано от имени 11 осужденных: Эпсара Абубакаров, Нур-Али Абуева, Салаха Алиева, Юнуса Асуханова, Адама Мусаева, Данилбека Мусаева, Юсупа Титиева, Сулеймана Шолханова, Сайд-Магомеда Эдильханов, Хамзата Юсупова и Магомеда Мусаева, говорится в публикации.

Эти 11 человек, а также Абдул-Вахид Джабихаджиев, Абубакар Чимаев и Бувайсар Довлетукаев во время рассмотрения апелляционных жалоб на приговор в Верховном суде Чечни рассказали, что их задержали, а затем пытали в отделе силовой структуры в Курчалоевском районе и в секретной тюрьме, сообщил "Мемориал"*.

"До этого они и их родственники не обращались за помощью из-за давления и угроз со стороны силовиков и представителей властей в Чечне. В региональный СК из суда были направлены соответствующие заявления, но следствие 24 июня 2019 года отказало в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников правоохранительных органов", - говорится в публикации Правозащитного центра.

Следователь пришел к выводу, что в действиях силовиков Курчалоевского района отсутствует состав преступления, а по сообщению о незаконном содержании в секретной тюрьме и применении там пыток отсутствует событие преступления. "Работающие по соглашению с Правозащитным центром «Мемориал»* адвокаты Марина Дубровина и Александр Немов обжаловали это постановление в Старопромысловском районном суде Грозного", - пояснил "Мемориал"*.

Районный суд и Верховный суд Чечни не стали рассматривать жалобу по существу, а Пятый кассационный суд отказал в рассмотрении жалобы, в итоге адвокаты обратились в Верховный суд России и просили вернуть жалобу в Старопромысловский суд, так как посчитали предыдущие решения по ней незаконными, необоснованными и подлежащими отмене.

"Государство обязано обеспечить своим гражданам определённые в Конвенции права и свободы, и проводить эффективное расследование по правдоподобному сообщению о серьёзном жестоком обращении во время нахождения под стражей", - подчеркнул Правозащитный центр.

Напомним, имена ряда осужденных - Нур-Али Абуева, Абдул-Вахида Джабхаджиева, Сулеймана Шовхалова, Юнуса Асуханова, Саид-Магомеда Эдельханова и некоторых других - были в списке из 22 задержанных в Цоци-Юрте, который 12 января 2017 года опубликовала "Новая газета".

Отдельные имена из этого списка - Сайд-Рамзан Абдулкеримов, Мохма Мускиев, Исмаил Солтахмадов, Шамхан Юсупов - позднее оказались в "расстрельном списке", о котором сообщила 9 июля 2017 года "Новая газета", написав, что в Чечне в ночь на 26 января 2017 года были казнены задержанные после нападения на полицейских в Грозном 17 декабря 2016 года.

Подробности о расследовании "Новой газеты" массовых арестов, пыток, казней и осуждении «под копирку» более 100 человек в декабре 2016 и январе 2017 года в Чечне собраны "Кавказским узлом" в справке "Похищения, пытки и казни в Чечне - многолетнее расследование Елены Милашиной".

20 сентября 2017 года власти доставили в Грозный и предъявили омбудсмену Татьяне Москальковой двух человек из "расстрельного списка" "Новой газеты". Вместо Махмы Мускиева и Шамхана Юсупова силовики привезли их братьев, сообщил Правозащитный центр "Мемориал"*. По данным правозащитников, после задержания Махмы Мускиева в январе 2017 года его родные были вынуждены покинуть Цоци-Юрт, но за неделю до визита Москальковой в Чечню силовики неожиданно разрешили им вернуться в свой дом.

Весной 2018 года следствие отказалось возбудить уголовное дело о массовом убийстве жителей Чечни, заявив, что большинство фигурантов "расстрельного списка" якобы уехали воевать в Сирию. Правозащитники и журналисты "Новой газеты" сумели получить материалы расследования. По их данным, вывод о том, что 22 человека уехали к боевикам в Сирию, был сделан лишь на основе показаний двух свидетелей, осужденных за терроризм и находящихся в заключении.

Родственники людей из "расстрельного списка" пожаловались в ЕСПЧ на то, что российские власти не провели эффективного расследования сведений о внесудебной казни. В декабре 2019 года Европейский суд по правам человека потребовал от правительства России прокомментировать заявления жителей Чечни о похищении и убийстве их родственников.

Призываем читателей "Кавказского узла" установить наше мобильное приложение для Android и IOS. Если приложение будет исключено из PlayMarket или App Store, вы все равно сможете пользоваться уже установленным приложением, чтобы читать наши новости. Через VPN можно продолжать читать наши новости на сайте, как обычно, и в Twitter, а без установки VPN – в Telegram. Можно смотреть наши видео на Youtube и оставаться на связи в соцсетях "ВКонтакте" и "Одноклассники". Пользователи WhatsApp** могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram – на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

** 21 марта Тверской суд Москвы запретил в России деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) в связи с экстремистской деятельностью.

Автор:"Кавказский узел"
30.03.2022 в 08:42Игорь Сажин
Развращение следственной культуры продолжается...