ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Три здания и водонапорную башню в Махачкале, а также один объект Кумторкалинском районе активисты движения "Город наш" потребовали включить в список культурного наследия. Памятники культуры чрезвычайно важны для многонационального Дагестана, подчеркнули авторы инициативы.
Как сообщал "Кавказский узел", жители Дагестана неоднократно выступали за сохранение объектов культурного наследия в регионе. Так, 31 августа 2021 года стало известно, что владельцы Дворца культуры завода "Дагдизель" в Каспийске оспорили решение о признании его объектом культурного наследия, и здание дворца было выставлено на продажу. После этого активисты призвали власти возродить ДК как культурный центр, а жители Каспийска поддержали это требование.
Активисты махачкалинского общественного движения "Город наш" направили письмо на имя руководителя Агентства по охране культурного наследия Дагестана (Дагнаследие) с просьбой признать четыре объекта, расположенные на территории города, объектами культурного наследия. В обращении приводятся четыре объекта в Махачкале, а также один объект в Кумторкалинском районе.
Сохранение культурного наследия – это очень важная работа для каждого общества и тем более для дагестанского общества с его этническим, языковым и культурным разнообразием, считает один из инициаторов обращения, активист городского движение "Город наш" юрист Арсен Магомедов.
Со слов Магомедова, активисты заявили о необходимости включения в реестр культурных памятников четыре объекта на территории Махачкалы: здание по адресу Орджоникидзе, 2; водонапорную башню на привокзальной площади Махачкалы; здание на привокзальной площади Махачкалы по адресу В.Эмирова 10/19 и здание Дагестанского научного центра РАН по адресу М.Гаджиева, 45.
Кроме перечисленных объектов, активисты также заявили о необходимости включить в число объектов культурного наследия здание бывшего вокзала, расположенного у бархана Сары-Кум (расположен в Кумторкалинском районе), рассказал активист. "Мы посчитали, что эти объекты очень важны, и они подходят для [того, чтобы их включили в список культурного наследия]", – сказал Магомедов корреспонденту "Кавказского узла".
Он отметил, что активисты городского движения продолжат работу по выявлению таких объектов и будут обращаться в Дагнаследие с просьбой, чтобы объекты были включены в реестр памятников культурного наследия.
Магомедов указал на важность наличия того или иного объекта, представляющего историческую или культурную ценность в реестре агентства по охране культурного наследия республики. Со слов активиста, если объект находится под охраной агентства, то здание или сооружение не может быть разрушено, демонтировано, или на объекте не может быть проведен ремонт без разрешения от агентства.
Также власти выделяют средства для ремонта или реставрации на объектах, находящихся в реестре агентства по охране культурного наследия, пояснил Магомедов.
Работа активистов по выявлению объектов культурного наследия с последующим предложением властям признать эти объекты культурным наследием республики, должна быть продолжена, так как в Махачкале есть много объектов, которые могут получить такой статус, считает активист движения "Город наш" Саид Ниналалов. "Есть старые кварталы города, которые необходимо сохранить. Это для нас – для горожан и для туристов, которые будут приезжать в Дагестан", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Ниналалов отметил, что по сравнению с остальными сёлами и поселками Дагестана Махачкала не является древним городом, однако деятельность по сохранению объектов, являющихся культурным наследием города и частью истории Махачкалы, является необходимой. "Это очень интересно для истории Дагестана, для истории города и для самих горожан, чтобы знали, что это за город, и откуда он произошел", – пояснил он.
Признание того или иного объекта, представляющего культурную или историческую ценность, объектом культурного наследия республики, привлечет к нему внимание специалистов и даст возможность дополнительной охраны со стороны государства, что в свою очередь поможет сохранить этот объект от разрушения, убежден Ниналалов.
Взаимодействие активистов с властями позволит сохранить объекты культурного наследия Дагестана для последующих поколений, считает гид из Махачкалы Альбина. "Ведь это исторические здания, они имеют большую ценность для города. Их нужно не то что сохранить, а отреставрировать и восстановить", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Работу по поиску объектов, представляющих культурное и историческое наследие, нужно проводить не только на территории Махачкалы, но и на территории всей республики, добавила Альбина.
Профильное ведомство разъяснило порядок признания объектов культурным наследием
Агентство по охране культурного наследия Дагестана получило письмо от активистов общественного движения "Город наш". В дальнейшем научно-методический совет при Дагнаследии будет рассматривать возможность присвоения объектам, перечисленным в обращении, статуса объектов культурного наследия, рассказал руководитель ведомства Махач Мусаев. "[Научно-методический совет] рассмотрит обращение и вынесет свое заключение, то есть рекомендует или не рекомендует включать в число выявленных объектов [культурного наследия] перечисленные [в обращении активистов] четыре объекта", – сказал Мусаев корреспонденту "Кавказского узла".
В зависимости от итоговой рекомендации научно-методического совета руководитель агентства принимает решение по предложенным объектам. При этом ведомство не игнорирует решение научно-методического совета и всегда остаётся на его стороне, добавил Мусаев.
Также Дагнаследие привлекает независимого эксперта, чья экспертная оценка признана министерством культуры России, который дает свое независимое заключение о том, представляют ли объекты культурную или историческую ценность. "Поступает рекомендация для агентства включать [эти объекты] в число объектов культурного наследия или не включать, если включать, то в каком статусе", – пояснил Мусаев.
Со слов руководителя Дагнаследия, в зависимости от экспертного заключения объект может быть признан памятником муниципального, регионального или федерального значения. Если экспертное заключение вынесено в пользу признания объекта памятником муниципального либо регионального или федерального значения, то уже Дагнаследие определяет предмет охраны, а также устанавливает границы объекта и охранную зону.
Со слов Мусаева, если у объекта есть владелец, то с ним заключается "охранное обязательство". "Там бывают прописаны его полномочия. То есть, что он может делать, а что не может", – объяснил чиновник.
Он назвал деятельность активистов движения "Город наш" полезной для культуры Дагестана и напомнил, что договоренность о проведении совместной работы в этом направлении была достигнута ранее. В городском сообществе "Город наш" и, в частности, среди тех активистов, которые подписали обращение в Дагнаследие, есть люди, хорошо разбирающиеся в историческом облике города, считает Мусаев. "Это мнение людей, которые непосредственно сталкиваются с историческим наследием города, с памятниками, которые есть в городе, и поэтому такое взаимодействие нам очень важно", – отметил руководитель Дагнаследия.