ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Конституционный суд ФРГ рассматривает дело уроженца Чечни Ахмеда Сериева, который уехал из России после похищения в 2016 году его брата Магомеда, предположительно ставшего жертвой внесудебной казни. Ахмед с матерью попросили убежище в Германии, однако получили отказ. Сериев считает, что в случае депортации ему угрожают пытки и гибель.
Как писал "Кавказский узел", в марте 2018 года Следственный комитет вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о внесудебных казнях 27 человек в Чечне, о которых в июле 2017 года сообщила "Новая газета". В сентябре 2019 года родственники людей из "расстрельного списка" обратились в ЕСПЧ с жалобой на то, что российские власти не провели эффективного расследования сведений о внесудебной казни. 13 декабря 2019 года ЕСПЧ коммуницировал эти жалобы и потребовал от правительства России прокомментировать их заявления.
Отказ возбудить дело следователи объяснили тем, что большинство фигурантов "расстрельного списка" уехали воевать в Сирию. Юристы правозащитных организаций и "Новой газеты", изучив материалы расследования, указали, что этот вывод следствия был сделан лишь на основе показаний двух свидетелей, осужденных за терроризм и находящихся в заключении. В марте 2021 года резонанс вызвал опубликованный "Новой газетой" рассказ бывшего бойца полка имени Кадырова Сулеймана Гезмахмаева, ставшего очевидцем внесудебных казней. Обнародованные Гезмахмаевым сведения дают основания отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела об убийстве 27 человек, указал 12 апреля Правозащитный центр "Мемориал"*, потребовав от Следственного комитета изучить показания бывшего чеченского силовика и опросить его сослуживцев.
Уроженцу Чечни Ахмеду Сериеву грозит депортация из Германии. Он уехал из Чечни после того, как из их дома похитили брата Магомеда, который, предположительно, стал одним из тех, кого казнили в январе 2017 года в ходе массовой внесудебной казни, пишет 19 января Deutsche Welle.
В Германию Ахмед прилетел транзитом в декабре того же года вместе с матерью. Они попросили убежище, но сначала Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев, а затем и суды - первой инстанции и апелляционный - отклонили прошение, причем в последний раз - без права на обжалование. В настоящее время дело рассматривает Конституционный суд ФРГ, в случае, если он согласится в доводами нижестоящих судов, то Сериева и его мать депортируют.
Ахмед опасается, что на родине ему угрожают похищение и пытки, а может даже гибель.
О событиях, предшествовавших переезду в Германию, Сериев рассказал изданию. По его словам, брата Магомеда забрали 24 декабря 2016 года. Больше родственники его не видели. На следующий день к Сериевым приехали силовики, вывели Ахмеда из дома и посадили в машину, где уже сидел какой-то парень. У Ахмеда спросили, знает ли он его. Ахмед ответил отрицательно, парень также утверждал, что не знает Сериева. "Тогда меня высадили из машины, сказали, чтобы я никуда из Чечни не уезжал, и что они еще вернутся", - рассказал Ахмед.
По его словам, после того, как Магомеда и других жителей Чечни забрали, их родные обращались в различные инстанции, пытаясь выяснить судьбы близких. После этого отца, по словам Ахмеда, вызвали силовики и сказали, что Магомед у них, потому что рисовал "какие-то карты лесного массива". В июне 2017 года мать Ахмеда написала заявление на имя главы Чечни Рамзана Кадырова с просьбой помочь выяснить судьбу пропавших родных, но после этого силовики сказали ей больше не искать Магомеда. "Посоветовали подумать о том, что у нее есть еще один сын", - рассказал Ахмед.
Отца также неоднократно вызывали силовики. "Требовали подписать бумаги о том, что брат уехал воевать в Сирию на стороне "Исламского государства" (организация признана террористической и запрещена на территории России решением суда - прим. "Кавказского узла"). Говорили, что если не подпишешь, они заставят подписать меня. Я понял, что они не отстанут, и решил уехать из России", - приводит издание слова Сериева.
Ахмед при этом отмечает, что его уже однажды задерживали и пытали. Это было в 2015 году. Его пять часов удерживали и избивали полипропиленовой трубой, затем поместили в подвал, где держали два с лишним месяца, но 6 марта 2016 года всех отпустили.
В Германии находятся еще две семьи, которые, как и Сериевы, уехали после событий января 2017 года. При этом обеим семьям предоставлено убежище, а Сериевым отказано с аргументом, что возвращение в Россию "не несет риск пыток и внесудебной казни". Решение мотивировано тем, что Сериев с матерью смогли беспрепятственно покинуть Чечню в 2017 году.
Адвокат Ольга Гнездилова считает, что доводы германских властей не соответствуют действительности. По ее мнению, Ахмед может являться нежелательным свидетелем, "и то, что ему позволили покинуть Чечню в 2017 году, совершенно не отменяет того, что в 2022-м его могут убить".
В отказе в предоставлении убежища Сериеву указано, что он может жить в другом регионе России. По словам источника издания, в России нет безопасного места для тех, кем заинтересовались чеченские власти. "Для чеченцев в России не существует никакой защиты, если чеченские власти хотят вернуть их в Чечню. В таких случаях именно Чечня становится центром принятия решений, все правоохранительные и судебные институты в России работают на Чечню <...> Это абсолютно доказанная практика", - утверждает он.
Административный суд Байройта, который вынес окончательный вердикт об отказе Сериеву в убежище, в ответ на запрос издания отметил, что "уже в решении первой инстанции суд указал, что иск заявителя в ЕСПЧ (на тот момент предполагаемый) не станет причиной для его преследования в Российской Федерации". "Более того, суд исходил из того, что господин Сериев не выделяется настолько, чтобы ему угрожало преследование на всей территории РФ", - говорится в ответе суда.
Иск с просьбой приостановить выдворение на основе правила 39 Регламента ЕСПЧ защита Сериева подала в декабре 2021 года. Правило наделяет суд правом запретить депортацию гражданина в страну, где существует угроза его жизни и здоровью. В ответе суда было сказано, что правило 39 будет рассмотрено, если Конституционный суд ФРГ не отменит решение о депортации. Однако адвокат Ольга Гнездилова считает, что защите попросту не хватит времени, чтобы поставить ЕСПЧ в известность о решении суда. "Нередко между решением Конституционного суда и выдворением из страны проходит всего несколько часов: суд информирует МВД, и человека тут же везут в аэропорт и сажают в самолет. Мы можем даже не успеть понять, что это произошло, а Сериев уже окажется в России, и никакие механизмы защиты больше не помогут", - отметила она.
"Новая газета" с начала 2017 года расследует факты массовых арестов без суда, пыток, казней и осуждений "под копирку" более 100 человек в декабре 2016-го и январе 2017 года в Чечне. "Кавказским узлом" подготовлена справка "Похищения, пытки и казни в Чечне - многолетнее расследование Елены Милашиной", составленная по публикациям газеты. После публикации рассказала Гезмахмаева в "Новой газете" бойцы полка имени Кадырова в видеообращении к Владимиру Путину призвали его пресечь "информационную войну" против подразделения.
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента