Итак, провозгласивший себя президентом РА Роберт Кочарян на специальном заседании НС РА в зале заседаний правительства, окруженный колючей проволокой и непроходимым живым щитом из полицейских, положив руку на Библию и Конституцию, поклялся своей команде "...безоговорочно выполнять положения Конституции, уважать права человека и гражданина, обеспечить независимость, территориальную целостность и безопасность государства, во благо нашей родины и процветания нашего народа". А на улице именно в этот момент попирались "права человека и гражданина". Пытавшиеся пробиться сквозь живые баррикады полицейских люди вынужденно констатировали, что "оградившийся от народа колючей проволокой президент не может быть легитимным". Ничто не помешало человеку, называющему себя Робертом Кочаряном, провозгласить себя президентом Армении второй раз подряд. Оппозиция же утверждает, что президента с таким именем и фамилией в стране нет.
" Инаугурация Р. Кочаряна состоялась внутри ограждения из колючей проволоки, полицейских, солдат, щитов и дубинок", - заявляет депутат НС РА Степан Закарян. - Тот, чье дело находится в КС, и всем понятно, что народ его не выбрал, приносит присягу, отгородившись от народа колючей проволокой. Это показало, что Р. Кочарян не является легитимным президентом".
В.: В любой стране церемония инаугурации сопровождается массовыми общественными празднествами, в то время как у нас эта церемония сопровождалась раздачей ударов дубинками направо-налево. Разве такое позорное действо не будет иметь каких-либо последствий?
С. З.: Начну с того, что в то время как человек клянется защищать права и свободы граждан, на улицах Еревана полицейские дубинками избивают женщин и детей, журналистов и стариков.
В.: Констатируем, что это очень печально, когда в стране используют силу против представителей четвертой власти.
С. З.: Печально и то, что предполагаемое празднество народ превращает в акцию протеста.
В.: Однако, Роберт Кочарян дал решительный ответ на акцию протеста, во 2-ой раз провозгласив себя президентом страны. После такого развития событий, чего может ожидать от КС оппозиция? Ведь понятно, что произойдет, и каким будет завершение этого процесса?
С. З.: Сколь бы ни было ясно, если в нашей стране есть КС, то необходимо обратиться и попытаться доказать, что ты прав.
В.: А в Армении это на все 100% обречено на провал.
С. З.: Я участвовал в большинстве заседаний КС и должен констатировать, что нам удается доказать свою правоту.
В.: То есть, Вы действительно ожидаете чего-то серьезного?
С. З.: Лично я не надеюсь ни на что. Однако, если на 99, 9% уверен, что ничего не выйдет, то надежды можно связывать с 0, 1%. Отмечу, что уверен, что решение КС будет в пользу Р. Кочаряна. Но и это "в пользу" - понятие относительное.
В.: В каком смысле?
С. З.: В том смысле, что, по-моему, Роберту Кочаряну как личности в данных условиях не выгодно оставаться президентом РА.
В.: А что Вы ожидаете от 25 мая?
С. З.: Если мы примем участие в парламентских выборах, то лишь с надеждой на победу. Конечно, самым трудным является вывод общественности из нынешнего состояния. Многие думают: ну выбрали один раз, и что получилось? Зачем выбирать снова? В любом случае, выборы в парламент качественно другие, нежели выборы президента. 25 мая друг с другом будут бороться не два человека, а политические силы, причем и силы, поддерживающие Р. Кочаряна. Не думаю, что им легко будет прийти к согласию по поводу "распределения" голосов.
В.: Вы полностью отвергаете такую возможность?
С. З.: Я не говорю, что это невозможно, однако это очень трудно будет сделать, если народ найдет в себе силы вновь принять участие в выборах.
В.: Ваше высказывание "если примем участие в выборах" предполагает и возможность бойкота?
С. З.: Ничего не исключено.
В.: Вы считаете верным бойкот выборов?
С. З.: Нет, это не верно, когда отказываешься от участия, не предлагая другой программы действий.
В.: Поясните.
С. З.: Мы говорим, что в стране нарушен конституционный порядок. На сегодняшний день, в нашей стране нет иного мирного пути исправления ситуации, как лишь обращение в Конституционный суд и выборы. Мы не имеем права сложить руки и отказаться от борьбы.
В.: Как по-вашему, нет ли другого пути решения проблемы?
С. З.: Конечно есть. Такой путь, например, показал Ганди в Индии, а именно - неповиновение народа. Однако, по моему мнению, все это и зависит от политических сил, и нет.
В.: Но ведь путь, по которому мы должны следовать, нам должны указать именно политические силы.
С. З.: Конечно, но и общество должно быть готовым к этому. Мы эти пути знаем, но и наш народ прекрасно понимает, что если власть будет возвращена таким путем...
В.: Имеете ввиду - кровью?
С. З.: Да, но это чревато огромной опасностью. И это вынуждает оппозицию воздерживаться от призывов к неповиновению. Нет, мы не избегаем неповиновения, но есть различные проявления неповиновения. Если нам удастся повсеместно осуществить акции неповиновения, одновременно воздержавшись от насилия, погромов, крови и смертей...
В.: То есть, не революция?
С. З.: Именно. В этом случае мы победим без жертв.
В.: Какой самый легкий путь, ведущий к такой победе?
С. З.: Если оппозиция будет иметь необходимое абсолютное большинство в парламенте, то не исключаю повторения событий 98 года, что, по-моему, наиболее вероятный сценарий развития ситуации.
В.: Ваши слова подразумевают, что дни Роберта Кочаряна на посту президента РА сочтены.
С. З.: Я почти уверен в этом. Кстати, та же ситуация повторилась бы после 98 года, если бы не произошло 27 октября. В то время и Кочарян понимал, что в стране он играет роль Английской королевы. Но тогда его спасли события 27 октября. Но ведь невозможно, чтобы в стране постоянно повторялись события такого рода. И печально, что самовлюбленность, упрямство, ограниченность мышления нынешней власти может очень негативно сказаться на нашей государственности. И уже сказалось: нельзя раздаривать собственность Армении, пусть даже стратегическому союзнику.
Опубликовано 11 апреля 2003 года