23:53 / 15.11.2021Аналитики назвали незаконным запрет книги Медины Мирай в Чечне

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Министр по нацполитике Чечни Ахмед Дудаев, объявивший о запрете на распространение книги Медины Мирай "Синтонимы", не может ограничивать то, что разрешено в России, указал член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов. Чеченские власти не имеют полномочий запрещать распространение информации, которая не противоречит федеральному законодательству, отметил юрист Максим Оленичев**. Запрет на продажу книги не имеет смысла, так как может вызвать к ней повышенный интерес, а свободно приобрести книгу можно в интернет-магазинах и в электронной версии, считает директор коммуникационного агентства Александр Лихтман.

Как писал "Кавказский узел", 11 ноября министр по нацполитике Ахмед Дудаев заявил, что власти Чечни пресекли распространение книги Медины Мирай "Синтонимы", посчитав ее аморальной, и не допустят ее продаж в республике. Книга пропагандирует чуждые чеченскому обществу ценности, пояснил он.

Книга "Синтонимы" написана в жанре фантастика, ее автором является писательница Медина Мирай, произведения которой сочетают фантастические сюжеты и открытый диалог на тему ЛГБТ, следует из справки на сайте издательства "АСТ". Медина Мирай родилась 23 января 2000 года в Сургуте. Сюжет книги "Синтонимы" повествует о подростке Ангеле и его друге Рейдене, которые оканчивают школу элементов имени святой Мелани, им предстоит на экзамене узнать свою доминирующую способность. "Накануне экзамена школу сотрясает новость – среди учеников есть потенциальный синтоним (обычный человек без определенных способностей). Пока не начались проверки, Ангела должен срочно придумать, как ему сдать экзамен и сохранить свою тайну. Но правда всплывает наружу в самый неподходящий момент", – сказано в аннотации к книге на сайте "ЛитРес.ру".

Запрет продажи книги происходит в рамках борьбы против ЛГБТ-сообщества, установленной руководством Чечни, считает член совета Правозащитного центра "Мемориал"* Олег Орлов.

"Он действует в русле того, что определило его начальство, согласно этим установкам... Вполне возможно, что это шаг – его личная инициатива. Но она соответствует установкам по борьбе против ЛГБТ. Грубо говоря, это выполнение указаний начальства", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Орлов считает, что министр по нацполитике Чечни нарушает российские законы. "Он не то лицо, которое может запрещать что-то продавать, распространять. На это есть соответствующие органы в РФ", - отметил он.

Министр сделал рекламу книги, показав ее в прямом эфире, считает директор коммуникационного агентства "2L" Александр Лихтман.

"Тоталитарные лидеры современной России немного потерялись в реальности. И такого последствия, как "эффект Стрейзанд", не то, что не ждут, о нем не знают. А это именно он. И пока книга не является запрещенной как экстремистская на всей территории России, и Роскомнадзор не начнет гоняться за всеми площадками, ее распространяющими, ей создается реклама", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла"

По его словам, министр добился противоположного результата, вызвав интерес к этой книге. "Фактически это не запрет, а наоборот, пиар книги на уровне министра Чечни. Но министр не догадывается", - предположил он.

Президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев убежден, что чеченское общество полностью поддерживает инициативу министра.

"Это тот редкий случай, когда общество поддерживает такую инициативу. Это действительно аморально с точки зрения чеченского общества. Если даже есть люди, интересующиеся подобной литературой, это будет невероятно малая часть населения, и они будут остерегаться демонстрировать свои пристрастия", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Кутаев считает, что демонстрация книги в прямом эфире и заявление о ее запрете положительно повлияют на имидж министра. "Министр не прорекламировал эту литературу, он заработал какие-то бонусы общества", - отметил он.

Юристы сообщили об ответственности за пропаганду нетрадиционных отношений

Чеченские власти не имеют полномочий запрещать продажу книг, уверен судебный юрист Максим Оленичев**. "Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Этот запрет установлен федеральным законом. За распространение информации, которую можно квалифицировать как гей-пропаганда, установлена административная ответственность. Сам распространитель, а не власти, вправе решать какую литературу распространять", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

По словам Оленичева**, в случае выявления признаков "гей-пропаганды" может быть возбуждено дело об административном правонарушении в отношении распространителей литературы. "Такой протокол рассматривает суд, который и принимает решение о том, было ли нарушение, и если было, то к какому штрафу привлечь виновное лицо", - пояснил юрист.

Он отметил, что по таким делам необязательно проведение экспертизы. "Зачастую суды сами пытаются дать оценку, содержится ли в источнике гей-пропаганда. При этом они не ориентируются на чёткие критерии, поскольку их нет", - сказал Оленичев**.

Факт распространения книги или ее материалов в этой ситуации может стать законным основанием для применения статьи 6.21 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних", считает адвокат Александр Немов

"Для формирования состава достаточно просто распространения среди несовершеннолетних. То есть одного примера, когда несовершеннолетний прочёл, приобрёл, иным способом получил доступ к книге", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

Юрист считает, что для этого нужна экспертиза, которая позволит выяснить, есть ли такая пропаганда в книге или нет. "Без лингвистической экспертизы невозможно будет вменить состав", - отметил он.

(Дополнение "Кавказского узла от 19.25 мск 16 ноября. Статью 6.21 применяют не к книге, но к конкретному лицу,  указали адвокаты правозащитного проекта "Сетевые свободы". 

"Здесь не совсем понятно, кого хотят определить в причастные лица. Вряд ли речь идёт о применении этой статьи. Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принят в 2013 году. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, то есть распространение информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, в том числе привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений с 2013 года влечет за собой штраф для юридических лиц в 1 миллион рублей либо приостановление деятельности сроком на 90 дней. Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры изымает из магазинов книги, в которых прокуроры усматривают вред детской психике", - пояснил адвокат Станислав Селезнев, старший партнёр проекта "Сетевые свободы".

При этом у издательств сохраняются варианты обжаловать решение прокуратуры либо продавать книги в запечатанном от несовершеннолетних виде с отметкой 18+, отметил он. Кроме этого, окончательное решение вопроса  "совершенно точно невозможно без экспертного лингвистического исследования", подтвердил адвокат.

Политика чеченских властей в целом соответствует линии федерального центра, указал Селезнев. "Европейская комиссия против расизма и нетерпимости Совета Европы 5 октября 2021 опубликовала отчет о выполнении Россией приоритетных рекомендаций, которые были даны в 2019 году. Из отчета следует, что Россия не выполнила ни одну из приоритетных рекомендаций, в том числе об отмене закона о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних в соответствии с решением Европейского суда по правам человека по жалобе "Баев против России". Российские власти тогда отвергли рекомендацию об отмене этого закона в связи с тем, что он направлен "на защиту таких конституционно значимых ценностей, как семья и детство, на предотвращение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их нравственному и духовному развитию". Позиция властей довольно последовательна и сомнительно ожидать, что в данном случае ситуация будет развиваться иначе, чем заявляют чеченские чиновники", - сказал он). 

Интернет-магазины предлагают доставку книги Медины Мирай в Грозный

По данным онлайн-площадки Wildberries, в 2020 году россияне по сравнению с 2019 годом приобрели втрое больше книг, сообщил 28 января ТАСС. "Всего за 2020 год россияне приобрели на Wildberries почти 20 млн книг, что в три раза больше, чем в 2019 году", - говорится в исследовании аналитиков площадки. По данным интернет-магазина Ozon, количество заказов с книгами за девять месяцев 2020 года выросло на 42% в годовом сопоставлении.  Продажа книг также ведется на онлайн-площадке Яндекс-Маркет, однако в исследованиях интернет-магазина не приводятся данные об объемах продаж книг. 

Книга Медины Мирай "Синтонимы" продается в свободном доступе в ряде интернет-магазинах, она доставляется в их пункты выдачи в Грозном. Электронную версию книги также можно приобрести на litres.ru, avidreaders.ru, libs.ru и других электронных библиотеках. 

"Кавказский узел" также писал, что в 2017 году глава Чечни Рамзан Кадыров резко выступил против фильма Алексея Учителя "Матильда" о судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий император Николай II. Он попросил министра культуры России исключить Чечню из прокатного удостоверения на показ кинокартины. С такой же просьбой выступил первый вице-премьер Дагестана. Единственный ингушский кинопрокатчик отказался заказывать фильм, который "может оскорбить чувства верующих". 9 января 2020 года прокуратура отчиталась, что в фильме "Матильда" по итогам проверок не было найдено никаких нарушений законодательства.

В мае 2017 года депутат Госдумы Наталья Поклонская инициировала кампанию против фильма и попросила Генпрокуратуру проверить картину. Кампания Поклонской против "Матильды" нашла поддержку в регионах Северного Кавказа на фоне обострившегося в регионе тренда борьбы за нравственность, говорится в справочном материале "Кавказского узла" "Карфаген": традиции и травля в Чечне и Дагестане.

О том, как живут в Чечне люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и как сложилась судьба некоторых из них после начала массовых облав, гомосексуал из Чечни, покинувший страну, рассказал "Кавказскому узлу" в интервью "Убьют, не свои, так чужие": гей о жизни в Чечне и бегстве из России".

* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

** персонально внесен Минюстом России в реестр иноагентов.

Автор:Роман Кужев
16.11.2021 в 05:46..Бэн Джойс.
Эта борьба за нравственность в региональном масштабе, схожа с истерикой борьбы с COVID на федеральном уровне...)
16.11.2021 в 22:47Barmaley
Другое. Общество другое. Не российское, а именно чеченское
17.11.2021 в 04:38..Бэн Джойс.
Надо пересмотреть обществу свою жизненную позицию...)Ярко выраженные пропагандируемые национальные особенности частенько приводят к результату с точности до наоборот желаемым и ожидаемым...) Так выпьем же за то,как мы высоко не взлетели,никогда не отрывались от коллектива...) (С)
17.11.2021 в 18:49Barmaley
Не может общество с такими развитыми горизонтальными связями само по себе что-то пересмотреть
16.11.2021 в 10:10..Бэн Джойс.
Очень сомневаюсь,что министр книженцию эту читал...)Но осуждает!)По распоряжению сверху.)Ичто такое"чеченское общество?)Не знаю такого...)Как впрочем русского,бурятского,чукоЦкого...)Знаю российское,где закон должон быть для всех один,что не запрещено Законами и Конституцией РФ-значит разрешено,а вот"чеченскому обществу" обязательно нужно отличиться от других...)Это высокомерие,или нечто другое?)
17.11.2021 в 08:57jeffery
По большому счету никому в Чечне нет никакого дела до книги Медины Мирай. Сомневаюсь. что о ней кто-то вообще слышал, кроме может быть небольшой группы подростков,, пока министр печати не заявил о запрете. Людей больше беспокоят другие проблемы, в первую очередь новые запреты и ограничения из-за ситуации с коронавирусом. Вчера ходили с другом в офис банка "ВТБ", так сотрудники отказались обслуживать без предъявления QR-кода. или сертификата о прохождении вакцинации. Друг поинтересовался. зачем нужны коды и справки если мы в масках, сотрудник на входе заявил. что им даны жесткие указания на этот счет, а он лишь исполнитель. Кодов у нас не было, решить вопрос не удалось. Товарищу за 60 лет. категорический противник любых прививок и вакцинаций, и даже посещения больниц, т.к. уверен в том, что большинство местных врачей совершенно не разбираются в медицине. и как ему быть в этой ситуации не совсем понятно. Другой знакомец не получил пенсию за истекший месяц. Рассказал, что созванивался с парнем, что разносит пенсии по домам. и тот заявил, что ему необходимо предоставить копию сертификата о прохождении вакцинации от ковид. или же скинуть ему на телефон QR-код, иначе он не имеет права выплатить полагающуюся пенсию. В большинстве магазинов в Грозном на входе просят посетителей надеть маски. а вот требования предъявить код или справку день назад услышал только в одном из торговых центров. Что интересно. в автобусах и маршрутных такси никто не требует обязательного наличия масок. да и на улицах только единицы их носят. Что-то непонятное происходит.

16.11.2021 в 09:14frankie
Господа аналитики говорят так, как должно быть по закону. То есть, решение о  запрете книги Мирай, должно быть принято судом. Видимо они не в курсе. что власти Чечни живут не по законам, а по своим понятиям. Вот не понравилась министру печати книга, все, значит ее продавать нельзя. И никаких гвоздей. Хотя надо сказать, что Кутаев прав, говоря о том, что эта инициатива Дудаева нашла поддержку в чеченском обществе. Но только именно данная инициатива.