ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
То, что по факту инцидента в воинской части в Хабаровском крае возбуждено уголовное дело в связи с нарушением уставных отношений и вымогательством - верная квалификация, но со временем дело могут переквалифицировать, отметил адвокат Александр Передрук. Случаи избиения уроженцев Северного Кавказа в воинских частях - не редкость, но у них не принято жаловаться на применение физической силы, рассказал юрист "Комитета солдатских матерей" Александр Латынин.
Как писал "Кавказский узел", после избиения солдата-срочника из Дагестана Ислама Алиева задержаны трое солдат воинской части Хабаровского края - Исмаил Магомедов и Шамиль Тарчоков и контрактник Ринат Гашимов. Возбуждено уголовное дело в связи с нарушением уставных взаимоотношений и вымогательством у сослуживца 20 тысяч рублей и мобильного телефона, сообщил Следственный комитет. По данным военной прокуратуры, в избиении Алиева, снятом на видео, участвовали два его сослуживца из Дагестана и Кабардино-Балкарии. Пользователи соцсетей осудили участников избиения солдата.
Видеозапись избиения была опубликована, в частности, 9 октября в Telegram-канале блогера Расула Асада "Спросите у Расула". На кадрах видно, как молодой человек в трусах и футболке лежит на полу, судя по всему, в казарме. На него нападает один из его сослуживцев, бьет руками и ногами, в том числе по голове. "Лицо покажи свое", – кричит нападавший, сопровождая избиение нецензурной бранью. За происходящим наблюдают другие юноши, они подбадривают избивающего и снимают инцидент на видео. Одному из находившихся в комнате, который пытался подойти, сказали: "Отойди, отойди".
Министерство по национальной политике и делам религии Дагестана в курсе инцидента, произошедшего в воинской части в Хабаровском крае, сообщил 12 октября корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник ведомства.
По его словам, сейчас представитель министерства выясняет обстоятельства произошедшего. "У нас есть представитель [в Хабаровском крае], и непосредственно от него мы получим информацию", - сказал сотрудник министерства.
Он также отметил, что в министерстве осудили инцидент, заявив о "недопустимости такого поведения".
В ситуации с избиением дагестанского военнослужащего сослуживцами ответственность может дифференцироваться в зависимости от квалификации обвинения, степени тяжести вреда и иных факторов, заявил адвокат Александр Передрук, сотрудничающий по нескольким делам с "Комитетом солдатских матерей".
"При наличии связи "начальник-подчиненный" - есть разница. Если мы говорим о военнослужащих призыва, когда между ними происходит драка, это толкуется с точки зрения уголовного закона, как статья 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности). В зависимости от последствий назначается то или иное лишение свободы. И если речь идет об избиении группой лиц, то, как минимум, УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет - в случае установления вины. Если же это происходило и повлекло за собой тяжкие последствия здоровью, то санкция увеличивается на срок до десяти лет", - рассказал Передрук корреспонденту "Кавказского узла".
При этом адвокат отметил, что если в нарушении уставных отношений принимал участие офицер, являющийся начальником потерпевшего, в этом случае факта применение насилия достаточно, чтобы толковать это, как часть 3 статьи 286 УК РФ с лишением свободы от 3 до 10 лет, а также лишением возможности занимать определенные должности. "Здесь это можно понимать с точки зрения последствий и нет необходимости доказывать наличие тяжких последствий. Они могут быть, но когда офицер применяет насилие, то достаточно самого факта насилия, и в этом смысле российский закон более сурово относится к подобным деяниям. Чем больше полномочий – тем больше ответственности", - пояснил адвокат.
Он отметил, что квалификация комментируемого случая, как нарушение уставных отношений, на этом этапе является верной. "Сложно судить, не зная материалов, какие были последствия. Пока речь идет о верной квалификации, если речь о статье 335 УК РФ. Но эта статья отличается по частям, если мы говорим просто о неуставных отношениях. Например, военнослужащий ударил другого ладонью по лицу. Это было связано с унижением чести и достоинства, и это тоже уголовное преступление. Но если не было никаких отягчающих факторов, тогда наказание возможно содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет либо лишением свободы до трех лет. Или [если речь о] части 3 – тяжкое преступление - до 10 лет. Последствия не всегда проявляются сразу, автоматически. Могли возбудить по части 1, а в процессе могли получить доказательства, результаты экспертизы, что квалификацию нужно изменить в пользу утяжеления обвинения, либо наоборот», - наоборот", - рассказал Передрук.
Несмотря на то, что дело будет рассматриваться гарнизонным военным судом, как потерпевший, так и обвиняемый имеют право на представителя или защитника. "УПК для всех един. Дело это, скорее всего, отнесут к гарнизонному военному суду. Соответственно, там может быть представитель потерпевшей стороны, это может быть как адвокат, так и юрист. В отличие от защитника по уголовному делу, здесь не обязательно наличие адвоката. Потому можно нанимать юриста, представляющего интересы потерпевших, в том числе на стадии следствия. У меня сейчас есть такие дела, я представляю потерпевших", - сказал собеседник.
По мнению адвоката, в отношении тех, кто не вмешивался в драку, но снимал ее на видео, привлечение к уголовной ответственности маловероятно, однако усматриваются основания для дисциплинарных взысканий. "Для уголовной ответственности необходимо совершение объективных действий, которые запрещены законом. Но при этом, в зависимости от того, каким образом будет происходить квалификация деяний и расследование, нельзя исключать, что их привлекут в качестве соучастников, подстрекателей. Это отдельное положение УК. Под ним понимается лицо, дающее какие-то рекомендации, склоняющее другое лицо к совершению преступления. И тут необходимо оценивать действия конкретного лица, если они были совершены. В любом случае дисциплинарная ответственность должна наступать, если они не пресекли, не сообщили, поскольку устав этого требует прямо. Потенциально привлечение возможно", - сказал Передрук.
Он отметил, что в соответствии с новым приказом ФСБ, определяющим сведения, не являющиеся государственной тайной, но распространение которых влечет угрозу безопасности государству, материалы следственных действий о нарушении уставных отношений в воинских частях могут толковаться в соответствии с этим приказом. "С точки зрения права у "Комитета солдатских матерей" есть теперь ограничения. Этот приказ ФСБ указывает, что к данным, не являющимся гостайной, но распространять которые запрещено определенным образом, относится в том числе информация о проводимых следственными органами расследованиях. И когда одни военные избили других – это как раз то преступление, которое расследует Следственный отдел Военного следственного управления, и потому вся информация, которая относится к рассмотрению заявления о преступлении или рапорт об обнаружении – все это подпадает под один из пунктов этого приказа. Соответственно, разглашение или сбор этой информации может повлечь за собой последствия, предусмотренные законом", - заключил адвокат.
6 октября правозащитная организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" сообщила, что прекратит работу с военнослужащими в связи с появлением приказа ФСБ России о списке данных, сбор которых может быть угрозой национальной безопасности страны. В организации выразили надежду, что в ближайшие годы смогут восстановить данную деятельность, а в России "наметится обратная тенденция", говорится в сообщении, опубликованном на сайте "Комитета солдатских матерей России".
В "Комитете солдатских матерей" корреспонденту "Кавказского узла" сообщили, что ознакомились с видеозаписью инцидента в Хабаровском крае, а также что Дальневосточной прокуратурой по этому делу возбуждено уголовное дело. "Ролик был опубликован неделю назад, где ряд военнослужащих группой лиц применяют физическое насилие, а именно неуставные отношения к военнослужащему. По этому поводу уже Военно-следственная прокуратура Дальневосточного округа дала свои комментарии, что установлены лица и возбуждено уголовное дело", - сообщил юрист организации Александр Латынин.
Отвечая на вопрос, не получают ли больший резонанс случаи избиения в армии кавказцами представителей других национальностей, аналогично тому, какой резонанс вызвало избиение в московском метро уроженцами Дагестана москвича, Латынин отметил, что в практике организации нередки случаи, когда избиению подвергались и уроженцы Кавказа. "Публикаций подобных не было. Из личной юридической практики знаю, что кавказцы достаточно группируются по этническому принципу. В армии нет национальности ингуш, или осетин, или одной из народностей Дагестана - все военнослужащие с Кавказа стараются группироваться. Но так, чтобы к друг другу применяли [насилие]…, говоря откровенно, кавказцам не принято жаловаться, потому и жалобы от них не поступают. Мы об этом нечасто слышим, не принято жаловаться на применение физического насилия", - сообщил Латынин, при этом отметив, что комментируемый случай не является прецедентным.
В "Комитете солдатских матерей" также не видят оснований для уголовного преследования сослуживцев, которые снимали избиение на видео. "Навряд ли будут привлечены к ответственности снимавшие видео. Это будут очень хорошие свидетели. Первое – нарушения уставных отношений, влекущих уголовную ответственность, они не совершили, дисциплинарную - да, они совершили, не предотвратили избиение. Это нарушение, которое подпадает не только под статью УК, но и под статью Устава Вооруженных сил РФ, где военнослужащий по отношению к другому военнослужащему должен быть честен, ярким примером воинской чести, подражания", - отметил Александр Латынин.
Прокомментировал адвокат и новый приказ ФСБ, определяющий сведения, из-за обнародования которых организацию могут признать иноагентом. По его словам, сначала "Комитет солдатских матерей" сделал поспешные выводы. "Согласно законодательству, иностранными агентами могут быть признаны как юридические лица, так и граждане, которые - самое главное - имеют денежные вливания со стороны иностранных как физических, так и юридических лиц, финансируются из-за рубежа. Мы никогда такое финансирование не получали, потому можем свободно высказывать свои теории, догадки и комментировать события, которые происходят с военнослужащими РФ. Да, к нам обращаются родители военнослужащих и сами они, но по этому инциденту никто не обращался", - заявил юрист.