ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Трех детей уроженки Ростова-на-Дону Алены, принявшей ислам и подозреваемой по террористической статье, включили в реестр по поиску опекунских семей, пожаловалась их бабушка, назвав необоснованным отказ доверить ей опеку над внуками. В действиях ростовских чиновников есть признаки нарушения прав детей, подтвердили опрошенные "Кавказским узлом" юристы.
Как писал "Кавказский узел", жительница Якутска Екатерина, свекровь принявшей ислам уроженки Ростова-на-Дону Алены, пожаловалась на то, что трех ее внуков незаконно ссадили с поезда во время поездки в Грозный и отправили в приют в Таганроге. 4 сентября стало известно, что власти отказали ей в опеке над внуками, объяснив это неподобающими жилищными условиями в Ростове-на-Дону и попыткой вывезти детей за пределы области. Мать детей Алена сообщила, что в собственности свекрови в Якутске находится дом площадью 200 квадратных метров, что противоречит данным о неподходящих для проживания детей условиях.
В отношении Алены возбуждено уголовное дело о содействии террористической деятельности. Ее адвокат Исраил Гададов считает, что изъятие детей было незаконным. Екатерина 24 августа рассказала, что невестка оформила ей согласие на вывоз детей на отдых сроком со 2 июля по 23 августа, а присмотр за детьми сын и невестка поручили ей, поскольку у вторых бабушки и дедушки "очень плохие жилищные условия".
Детей внесли в список для поиска опекунских семей
Внукам дают видеться с бабушкой в приюте примерно раз в неделю, сообщила 6 сентября Екатерина корреспонденту "Кавказского узла". "Дети адаптировались, их перевели в общие группы. [Старший внук] уже ходит в школу - с ним пока занимаются русским языком и математикой, занятия проходят по часу в день, с 11 до 12", - рассказала она.
По ее словам, во время последнего посещения внуков, 6 сентября, сотрудники приюта поинтересовались у нее, почему она не подает документы на оформление опеки, ведь детей внесут в реестр по поиску опекунских семей.
"И вот, когда я после приюта приезжаю в опеку, то узнаю от сотрудницы, что детей уже внесли в этот список. Я сказала ей, что если это так, то начнется грандиозный скандал, который ей же и придется расхлебывать. Она в ответ заявила, что напишет жалобу о том, что я ей угрожала", - рассказала Екатерина.
Бабушка детей потребовала объяснить их отправку в приют
По словам работников приюта, они приняли детей по заявлению полиции "без всяких документов", сообщила Екатерина. В связи с этим она обратилась к директору приюта с просьбой разъяснить, на основании чего детей поместили в приют. В письме, копия которого имеется в распоряжении "Кавказского узла", женщина указала, что является бабушкой этих детей и имеет доверенность на представление их интересов.
"Вместе с тем до настоящего времени мне не предоставлена информация и документальное подтверждение, на каком основании мои внуки помещены в приют. В соответствии с действующим законодательством немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них) или других лиц может быть осуществлено органом опеки и попечительства только на основании и в порядке, предусмотренном статьей 77 Семейного кодекса РФ и исключительно при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью. Помещение детей в приют - мера чрезвычайного характера, и ее применение возможно лишь на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо главы муниципального образования. Правовых оснований для осуществления изъятия у меня как у бабушки детей и тем более помещения их в приют не имелось. Ни мать, ни отец детей не лишены и не ограничены в правах. Угроза жизни или их здоровью отсутствовала. Отобрание детей было осуществлено вопреки нормам действующего законодательства", - написала Екатерина.
Она также указала в письме, что у детей есть две бабушки, которые готовы осуществлять временную (предварительную) опеку и заниматься их воспитанием. "Отсутствие в настоящее время родителей в городе не может рассматриваться в качестве уважительной причины для временного помещения детей в организацию для детей-сирот. В связи со сложившейся ситуацией мои внуки испытывают сильнейшее эмоциональное потрясение и находятся в глубоком эмоциональном стрессе, так как не могут проживать в семье с близкими родственниками, а вынуждены безосновательно находиться в специализированном учреждении... Прошу вас в кратчайшие сроки предоставить мне информацию и документы, на основании чего [дети] находятся в ГБУ социального обслуживания населения Ростовской области «Социальный приют для детей и подростков г.Таганрога»", - указала Екатерина.
Родственники сочли необоснованным отказ в оформлении опеки
Екатерина также предоставила "Кавказскому узлу" копию отказа в оформлении предварительной опеки, датированного 1 сентября и подписанного и.о. главы администрации Ленинского района Ростова-на-Дону Виталием Радченко. (На сайте районной администрации по состоянию на 15.37 мск 7 сентября Виталий Радченко значится заместителем главы администрации по вопросам ЖКХ. – Прим. "Кавказского узла").
В документе решение не оформлять предварительную опеку мотивировано тем, что Екатерина не имеет постоянного места жительства на территории Ростова-на-Дону, а по адресу ее временного пребывания в соответствии с актом исследования жилищно-бытовых условий, предоставленным органом опеки и попечительства, "жилищно-бытовые условия непригодны для проживания несовершеннолетних детей". Кроме того, дети были помещены в приют по "акту выявления и учета беспризорного и безнадзорного Ростовским ЛУ [линейным управлением] МВД" (так сказано в тексте документа. – Прим. "Кавказского узла") и "на основании информации УФСБ о попытках незаконного вывоза детей с территории Ростовской области", при том, что Екатерина является родной бабушкой только младшей из трех детей (остальные - дети Алены от первого брака), отмечается в тексте отказа в оформлении опеки.
Аргументы районных чиновников вызвали у Екатерины недоумение. "Я удивилась: какая беспризорность? Дети жили со мной на съемной квартире со 2 июля до 18 августа, гуляли. Покупала им игрушки, они были одеты, обуты, накормлены. Полиция просто спряталась за эту статью, чтобы обосновать свои действия, поскольку, кроме этого, они могли использовать как предлог для изъятия детей только на статью 77 Семейного кодекса об опасности для жизни детей, которая явно не подходила", - сказала она.
Несостоятельным она сочла и довод том, что у нее не было жилья, а в имевшемся "жилищно-бытовые условия непригодны для проживания несовершеннолетних детей". Екатерина подчеркнула, что постоянно проживает в Якутске, где у нее есть собственный двухэтажный дом, а в Ростов-на-Дону приехала вначале для того, чтобы свозить внуков на отдых за границу, когда у ее невестки начались проблемы, а затем, когда ее сын и невестка уехали, чтобы оформить опеку над внуками.
Упомянутый в тексте отказа адрес, где она живет сейчас в ожидании ответа, это квартира, где живут родители Алены. "Там действительно нужен ремонт, было затопление или что-то подобное", - отметила Екатерина, добавив, что, если ей отдадут детей, она немедленно снимет отдельную квартиру до вылета в Якутск.
Женщина также предположила, что данные об этой квартире появились в органах опеки после того, как ее старший внук ходил в гости ко вторым бабушке с дедушкой и за ним проследили. "И вот, когда дедушка был на работе, звонок в дверь: мы представители опеки, открывайте, а то будем вскрывать квартиру. Открыли, они вошли, сфотографировали квартиру и ушли. Потом эта квартира почему-то стала фигурировать в отказе мне", - подчеркнула Екатерина.
Кроме того, по словам Екатерины, невестка прислала ей из Турции соответствующим образом заверенную доверенность на представление интересов несовершеннолетних детей сроком на десять лет, предоставляющую ей все права их законного представителя, включая путешествия с детьми по России и за рубежом. Адвокат Исрафил Гададов уже написал жалобы по поводу этой истории в УФСБ Ростовской области и ФСБ России, а также подал иск в суд, добавила Екатерина.
Мать детей Алена, находящаяся вместе с мужем в Турции, заявила корреспонденту "Кавказского узла", что намеревается обратиться в суд с иском по поводу отказа в опекунстве. "Кроме того, и моя свекровь и другие родственники обратятся с просьбой об установлении опекунства. Мы хотим найти побольше родственников, чтобы они подключились к этому и подали на опекунство", - сказала она.
Алена подчеркнула, что у нее нет никаких формальных препятствий для общения с детьми. "Ни я, ни мой муж не лишены родительских прав, у нас нет никаких формальных ограничений для общения с детьми", - указала она.
Юристы не увидели в ситуации с Екатериной поводов для изъятия детей
Никаких законных оснований для изъятия детей не было, считает адвокат адвокатского бюро "Партнеры" Юлия Шайдулина, привлеченная Екатериной к делу. "Бабушка не является законным представителем детей, ими являются родители, но путешествия внутри России для таких родственников никто не ограничивает. Доверенность требуется для представления их интересов в детском саду, школе, больнице и так далее, но не при путешествии в поезде", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Председатель правления РОО "Право ребенка" Борис Альтшуллер также указал, что никаких актов, запрещающих поездку внуков с бабушкой без доверенностей внутри России, нет. "Они граждане РФ и могут ехать куда хотят, и запрета на подобные поездки нет и никогда не было. У бабушки только должны быть документы, подтверждающие родство с внуками", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Законными основаниями для изъятия детей у бабушки могут быть болезни, преклонный возраст, насилие по отношению к детям, перечислил правозащитник, указав, что женщине следует обратиться с письмом к руководителям силовых ведомств либо к президенту России. "В таких случаях подниматься по чиновничьей лестнице с заявлениями бессмысленно, проще сразу обращаться на самый верх, апеллируя к нарушениям прав детей. Подобные обращения могут сработать, конечно, при их огласке", - подчеркнул он.
У дееспособной бабушки, безусловно, есть приоритет для принятия детей под опеку, но она также должна соответствовать требованиям, предъявляемым к опекунам, указал юрист фонда "Измени одну жизнь" Мстислав Городиский. "Определенные послабления, конечно, для родственников есть, но практически все требования к кандидатам в опекуны на них также распространяются. Это касается и жилищных условий. Что касается двухэтажного дома в Якутске, тут надо располагать всей полнотой информации о его состоянии, благоустроенности и так далее. Возможно, там не все в порядке, или бабушка живет в другом месте, где условия похуже. В общем, если бабушка не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам в опекуны, детей ей никто не отдаст. Соответственно, дети, оставшиеся без попечения родителей, отправляются в учреждение", - сказал юрист корреспонденту "Кавказского узла".
Малолетние дети могут путешествовать по стране и за ее пределами только в сопровождении своих законных представителей или с человеком, у которого имеется "надлежащим образом" оформленное полномочие (доверенность), добавил юрист. "Если у бабушки такой документ был, то, конечно, она могла совершенно спокойно ездить с внуками везде, где угодно", - отметил он.
Родителей, даже находящихся под следствием по уголовному делу, родительских прав, как правило, не лишают, сказал Мстислав Городиский. "И даже у находящихся длительное время в местах лишения свободы родителей дети так и остаются с "неполным статусом". То есть родительского попечения они временно лишены, но родители у них есть, и после окончания срока заключения они к ним могут вернуться. У суда в таких случаях не бывает оснований для лишения родительских прав, поскольку родители не заботятся о своих детях не по своей вине. У них просто отсутствует такая возможность в связи с нахождением в местах лишения свободы", - пояснил он.