22:00 / 19.08.2021Гаджиев и Ризванов раскритиковали доказательства обвинения

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Представители прокуратуры огласили в Южном окружном военном суде 118 листов анализа общих финансовых связей обвиняемых в финансировании терроризма Абдулмумина Гаджиева, Абубакара Ризванова и Кемала Тамбиева. Их фамилии в огромном списке упоминаются один-два раза, указал Ризванов. Обвинение представило сомнительный неофициальный документ, подчеркнула адвокат Гаджиева.

Как писал "Кавказский узел", в Махачкале еженедельно проходят одиночные пикеты в поддержку журналиста "Черновика" Абдулмумина Гаджиева. Коллеги журналиста Абдулмумина Гаджиева не рассчитывают на справедливый приговор и опасаются закрытия "Черновика" по окончании судебного процесса по его делу, выяснила "Новая газета". Жители Дагестана боятся выходить на акции в защиту Гаджиева, но поддержка в соцсетях растет, указала изданию супруга журналиста.

По версии следователей, журналист дагестанской газеты "Черновик" Абдулмумин Гаджиев, а также глава благотворительного фонда "Ансар" Абубакар Ризванов и Кемал Тамбиев собрали для террористов под предлогом строительства мечетей и помощи малоимущим мусульманам 68 миллионов рублей и 200 тысяч долларов. Следствие связывает их с дагестанским проповедником и основателем исламского фонда "Мухаджирун", известным как Абу Умар Саситлинский, который объявлен в розыск по делу о терроризме. Все трое находятся под стражей в СИЗО Ростова-на-Дону. Гаджиев настаивает на своей невиновности, а его коллеги считают уголовное дело способом давления на журналиста.

Сегодня в Южном окружном военном суде продолжилось рассмотрение дела Гаджиева, Ризванова и Тамбиева. Помимо участников процесса, в зале присутствовала супруга Кемала Тамбиева и двое представителей СМИ, передает корреспондент "Кавказского узла". Общественные защитники в заседании не участвовали.

Свидетели со стороны обвинения, которых планировалось допросить, сегодня не пришли и гособвинитель попросил изменить порядок представления доказательств, с чем согласилась коллегия судей.

Прокурор огласил ответ управления уголовного розыска МВД Дагестана на запрос следователей, в котором содержались "копия письма о фонде "Амана" и сведения из Инспекции федеральной налоговой службы на 19 лиц". Имена и фамилии этих людей прокурор не назвал.

Из представленных обвинением документов следует, что учредителем фонда "Амана" был Магомедбасир Гасанов, и нет сведений о том, что учредителем фонда являлся Кемал Тамбиев, указал Абубакар Ризванов. По его словам, в совете фонда "Амана" есть люди, которые "являлись и являются официальными лицами московского муфтията", однако они не объявлялись в розыск и продолжают работать в официальных организациях. На стадии следствия подсудимым было отказано в розыске и допросе соучредителей фонда, добавил Ризванов.

Прокурор также зачитал протокол о наложении ареста на банковскую карту, счет и находящиеся на них средства Саида Абдулазизова от 14 апреля 2020 года, не пояснив его отношение к подсудимым. Ризванов, Гаджиев и Тамбиев по очереди сказали, что такой человек им не известен.

22 апреля 2020 года следователь в Махачкале провел осмотр группы "Строительство мечети "Ахлю Сунна" в Хасавюрте" в соцсети Facebook, зачитал гособвинитель. Из 164 тысяч выданных поиском результатов следователь выбрал одну из групп, в которой выделил три публикации от апреля и мая 2013 года "с призывом к пользователям соцсети к оказанию финансовой помощи при строительстве мечети и указанием номеров карт Сбербанка, Яндекс- и Киви-кошельков", а также одну публикацию от марта 2013 года "о деятельности благотворительного фонда "Ансар".

Ризванов обратил внимание судей, что из большого количества результатов следователь выбрал только одну группу, не поясняя свой выбор. В этой же группе, по словам подсудимого, есть "видеоролики, где лица призывают к сбору средств", однако следователь их не осматривал, а также не стал устанавливать владельцев банковских реквизитов. Ризванов сказал, что протокол осмотра лишь подтверждает непричастность подсудимых к этому сбору средств.

Также прокурор зачитал протокол осмотра диска с движением денег в одном из банков на счете некоего Азамата Алиева. Согласно документу, с 2013 по 2015 год на счет Азамата Алиева четыре раза поступили переводы по 150 тысяч рублей с карты Карима Алиева (один из учредителей фонда "Ансар" - прим. "Кавказского узла"). Абубакар Ризванов отметил, что сам приложенный к делу диск нечитаемый и ознакомиться с его содержанием невозможно.

Основную часть заседания заняло оглашение ответа следователям из управления уголовного розыска Дагестана с "результатами анализа по банковским счетам и картам и справкой об общих финансовых связях", эти документы занимают в деле 118 листов. Прокурор быстро назвал минимум 10 фамилий, среди которых были фамилии подсудимых, после чего долго зачитывал фамилии, имена и отчества людей из разных городов России, которые в разное время переводили различные суммы — от 900 рублей до нескольких сотен тысяч рублей.

Эти сведения получены из неизвестного источника и указано "лишь то, что какие-то лица кому-то что-то перевели", заявил Абубакар Ризванов. "Не установлено, на какой счет это было. Если эти переводы являлись противоправными, то все эти лица должны были быть допрошены следователями" - сказал он. По его словам, из всего перечня подсудимым "был один-два перевода".

Документ "только подтверждает факт, что никаких финансовых связей между перечисленными людьми не было", добавил Абдулмумин Гаджиев.

Рассмотрение дела продолжится в 10:00 мск 26 августа. Ожидается, что будут допрошены свидетели обвинения — всего в деле их более 50, в ходе процесса показания дали лишь несколько из них.

"Важность их (документов) сомнительна. Единственное подтверждение каких-то перечислений, которые не носят в себе характер финансирования терроризма в этих оглашенных документах — указано, якобы Гаджиев что-то перечислил. Но то, что было оглашено - это неофициальный источник, это не банковский ответ, а представлен как "сводный список перечислений лицами", которое произвело следствие" - прокомментировала заседание адвокат Гаджиева Анна Сердюкова.

Дело Абдулмумина Гаджиева имеет общие черты с попыткой уголовного преследования московского журналиста Ивана Голунова, указали участники онлайн-дискуссии, проведенной на "Кавказском узле" 27 июня 2019 года. Подробнее о деле Гаджиева говорится в материале "Кавказского узла" "Голунов номер два": главное о деле Абдулмумина Гаджиева". Новости о преследовании активистов в регионах юга России и Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Константин Волгин
19.08.2021 в 22:29Игорь Сажин
Этак люди перестанут сбрасываться на строительство религиозных храмов, скинешься, а потом выяснится, что эти деньги на терроризм. 
20.08.2021 в 12:22Vladimir Petrov
  Хорошо, частично с вами согласен. А как жертвуя деньги, быть уверенным, что они пойдут на хорошее дело, а не попадут к террористам?
21.08.2021 в 21:32Игорь Сажин
А как быть уверенным. Скидываешься на храм, а священник несет деньги бандитам. И все жертвователь превращается в финансиста террористам. И ведь ничего не докажешь. У нас право стало таким, что уже умысла не нужно, можно наказывать за сам факт. 
22.08.2021 в 11:49Vladimir Petrov
  То есть попасть на скамью подсудимых и получить срок, может просто невиновный жертвователь на храм или детей? Но, должен же быть какой-то юридический выход, процедура, что бы отделить зёрна от плевел?
22.08.2021 в 20:03Игорь Сажин
Да, есть только один способ. Жертвовать только "удобным" религиям. Но тут все плохо. Сегодня одна религия "не удобная", завтра другая. Надо все время держать нос по ветру. Тем более что закон теперь может работать в другую сторону. Лучше вообще на религиозные организации ничего не давать, что бы не промахнуться. Атеистический подход к мир в России продолжается. А православное камлание элиты - это для проформы. 
23.08.2021 в 12:26Vladimir Petrov
  Да, скорее для собственной безоласности жертвовать надо в официальные структуры...
23.08.2021 в 12:56Игорь Сажин
Но мы же знаем, что официальные структуры вороваты, а значит деньги на 60% до объекта помощи не дойдут, по пути либо чиновники растащат часть, либо религиозные сопровождающие. 
24.08.2021 в 13:22Vladimir Petrov
  Увы, но зато вас не посадят уж точно, и будете официальным меценатом, уважаемым человеком!

  Или найдите конкретную семью с больным ребёнком и им помогайте, можно не офишируя себя.

25.08.2021 в 10:10Игорь Сажин
Вот и получается, что если хочешь прослыть хорошим, то корми коррупцию, а если хочешь реально быть хорошим, то иди напрямую к пострадавшим с помощью или иди и помогай напрямую ребятам ремонтирующим мечеть или церковь, но деньги ни-ни, ни копейки, потому что завтра к тебе придут с претензией, что на твои деньги не доски закупили, а пулеметы. 
25.08.2021 в 16:04Vladimir Petrov
  В принципе - да, лучше помогай напрямую ребятам, ремонтирующим мечеть или церковь.

 А то, получиться, как у Я.Гашека - "Я не виновен!" С этими словами он зашёл в здание окружного суда, а потом со словами: "я не виновен" в N-скую тюрьму, где и отсидел 10 лет, после чего, с этими же словами вышел на свободу).