ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Бывший начальник волгоградского управления Следкома Михаил Музраев заявил в суде, что поддерживал политику губернатора и всячески помогал ему, кроме того, с Андреем Бочаровым у него сложились дружеские отношения. Поджог дома губернатора, в причастности к которому обвиняется Музраев, был осуществлен организованной преступной группой, лидер которой хотел отомстить Бочарову, заявил бывший начальник управления.
Как писал "Кавказский узел", 16 августа Южный окружной военный суд приступил к слушанию дела бывшего главы управления СКР по Волгоградской области Михаила Музраева, а также волгоградского предпринимателя Владимира Зубкова, обвиненных по статье о теракте. Михаил Музраев также обвиняется в незаконном хранении оружия и злоупотреблении должностными полномочиями. Музраев заявил о своей невиновности и о том, что подвергся уголовному преследованию после раскрытия системы хищений страховых взносов. Отказался признать вину по делу о поджоге дома губернатора и Владимир Зубков, которого следствие считает подельником Музраева.
В ночь на 16 ноября 2016 года была предпринята попытка поджога дома, в котором жил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, в элитном поселке Латошинка. Правоохранительные органы возбудили уголовные дела об умышленном повреждении имущества и покушении на убийство в связи с профессиональной деятельностью. В мае 2019 года сотрудники СКР, УФСБ и МВД заявили о причастности к происшествию пяти членов организованной преступной группы, в частности, Дмитрия Ушакова и Ивана Железнякова, а ее лидером объявлен бывший арендатор Центрального рынка Волгограда Евгений Ремезов. Он был задержан в мае 2019 года. 10 июня 2019 года по делу о покушении на губернатора Андрея Бочарова также был арестован генерал Михаил Музраев, который руководил управлением СКР по Волгоградской области в 2007-2018 годах. 23 ноября 2020 года суд приговорил Дмитрия Ушакова к восьми годам, а Ивана Железникова – к 6,5 года колонии строгого режима, признав их виновными в поджоге дома губернатора Андрея Бочарова. 22 января 2021 года приговор был оставлен в силе.
Защита попросила начать процесс 17 августа не с исследований доказательств стороны обвинения, а с показаний подсудимых, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Музраева Андрей Грохотов. "Эта просьба была удовлетворена, и Музраев начал давать показания. Это заняло целый день (17 августа), и, скорее всего, на это уйдет еще завтрашний день (18 августа). Он озвучил примерно половину показаний. Завтра у нас еще рассмотрение апелляции по его аресту. Когда дело поступило в суд, ему продлили арест до конца декабря, мы подали апелляцию", - сказал адвокат.
Грохотов рассказал, что Музраев "начал с первого эпизода, связанного с поджогом дома губернатора". "В основном Музраев рассказывал про поддержку политики губернатора в отношении муниципального имущества. Рассказывал суть этой политики, какие делал публичные заявления губернатор, каков был предмет совещаний с участием правоохранительных органов по вопросам рынков и другим вопросам, связанным с муниципальным имуществом... Он подробно рассказал, когда и как губернатор поставил вопрос по Центральному рынку, какие возбуждались дела, проводились проверки. Музраев рассказал, что когда губернатор в 2014 году пришел на свою должность, то в краткие сроки обозначил свое отношение к тому, что муниципальное имущество используется неэффективно, надо принимать меры, в частности, по рынкам", – сказал адвокат.
Подсудимый указал, что рынки платили мизер муниципальным предприятиям, при этом приносили многомиллионный доход коммерческим структурам, "то есть (были) признаки крышевания", передал показания обвиняемого Грохотов. "Музраев участвовал в совещаниях по всем вопросам, все это освещалось в СМИ. Музраев готовил информационные письма на имя Бочарова, сообщал информацию о ходе расследования конкретных дел, то есть у них происходило активное взаимодействие по рабочим вопросам. Существенно выросли показатели по раскрытию, выявлению преступлений, мерам по возвращению причиненного ущерба... Все это есть в переписке, которую Музраев направлял на имя губернатора, в протоколах встреч, совещаний, в СМИ", – отметил адвокат.
Гособвинитель Антон Щербаков в суде 16 августа зачитал обвинительное заключение, согласно которому Музраев "негативно относился к политике, проводимой губернатором Волгоградской области Андреем Бочаровым", и совместно с Зубковым "принял решение о совершении теракта", для чего приискал бывшего арендатора Центрального рынка Волгограда Евгения Ремезова, а тот, по версии следствия, нанял Ивана Железнякова, Виталия Семисотного, Дмитрия Ушакова и Станислава Лисицкого.
Музраев также рассказал о хороших отношениях с Бочаровым. "Он, сообщил, что имел непосредственный контакт с губернатором, обсуждал все вопросы в личной беседе, встречались они на работе и вне рабочего времени, спортом вместе занимались", – пояснил защитник.
"Говоря о Центральном рынке, он рассказал про Ремезова, про множество судебных дел и процессов, которые были вокруг Центрального рынка. Музраев сказал, что у него не было никаких отношений с Ремезовым, кроме одного эпизода, когда губернатором была поставлена задача по наведению порядка на Центральном рынке. По Центральному рынку было возбуждено несколько уголовных дел, в частности, в отношении руководителя МУП "Центральный рынок". В рамках этого дела Музраев общался с Ремезовым буквально пять минут, обозначив ему политику губернатора, которая заключалась в том, что необходимо приводить все в соответствие с рыночными условиями, чтобы арендная плата отвечала потребностям города", — сказал Грохотов.
Музраев рассказал, что в результате контракт на аренду Центрального рынка с Ремезовым был расторгнут, и тот лишился многомиллионных доходов. "Ремезов, когда его задержали, через какое-то время стал указывать на Музраева", — пояснил адвокат.
Подсудимый заявил, что поджог дома губернатора был местью, сказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Владимир Семенцов. "Поджог был выгоден [главе преступной группы] и поджигателям, потому что в результате действий Бочарова и Музраева им был причинен ущерб на сумму от 300 до 500 миллионов... Все решения (судов по имуществу Центрального рынка) были приняты до поджога. Ремезов пытался обжаловать их и после поджога, но они уже вступили в законную силу. Члены группы поджигателей тоже имели там ларьки", — сказал он.
Вопросы Музраеву прокурор и судья пока не задавали, сказал Семенцов. "Будут задавать вопросы после того, как даст полные показания", — сказал он.
Семенцов отметил, что Музраева "судьи внимательно слушали, пометки делали, заглядывали в тома дела". "Все прошло в рабочей обстановке, это вселяет какую-то надежду на объективность", — сказал он.
"Вину свою он (Музраев) не признал, детально рассказывал, что не виновен. Если взять эпизод с патронами... В шесть утра пришли к нему на обыск порядка 20 человек, зашли, а в протокол потом вписали только часть людей. Прошли все комнаты, в первую очередь, — в его кабинет. Где-то в два часа дня начали составлять протокол. И вдруг один из оперативников говорит: "Надо еще вписать патроны, там в кабинете есть". Но мы были в кабинете... и никаких патронов там не было. Когда зашли — на самом видном месте лежат три пачки патронов. Они записали в протоколе, что якобы обнаружили их в шесть утра. Провели генетическую экспертизу, установили, что на коробке с патронами есть отпечатки человека, но не Музраева. Мы просили провести генетическую экспертизу в отношении человека, который якобы обнаружил патроны, а следствие нам в этом отказало. В таком виде дело направлено в суд", — пояснил Семенцов.
Относительно обнаруженных в его кабинете патронов Музраев на заседании 16 августа заявил, что они подброшены силовиками. "Говорить о том, что я хранил 54 патрона при том, что я хранил зарегистрированное оружие в сейфе — смешно <…> Через пять часов после начала обыска один из [силовиков] заявил, что "надо изъять патроны". Я спрашиваю: "Какие?" <...> В кабинете на видном месте, на подоконнике, лежали три пачки патронов. Я сразу заявил, что они мне подброшены", — рассказал подсудимый.
Адвокат рассказал, что в суде присутствовали брат и племянники Музраева, а также журналисты.
Музраев продолжит давать показания на заседании суда, которое запланировано на 10.00 мск 18 августа, сказал защитник.
Главное о деле генерала Михаила Музраева рассказывается в справке "Кавказского узла" "Как поссорились губернатор Бочаров и генерал Музраев?".