17:00 / 16.08.2021Жительницы Дербента потребовали от следствия отчета по жалобе на пытки

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Обещания главы дагестанского управления Следкома контролировать рассмотрение жалобы на пытки не вызывают доверия, нужны разъяснения о причинах десяти отказов в уголовном преследовании силовиков, заявили на серии одиночных пикетов родные жителей Дербента Ислама Барзукаева, Гасана Курбанова и Мирзаали Мирзалиева.

Как писал “Кавказский узел”, родственницы жителей Дербента Ислама Барзукаева, Гасана Курбанова и Мирзаали Мирзалиева (в СМИ упоминался также как Миразали Мизаралиев) регулярно проводили в Махачкале пикеты в их поддержку. Они, в частности, заявляли, что следователь вынес постановление об отводе адвоката, лишив обвиняемых права на защиту. Мать Мирзалиева утверждала, что силовики вынуждали его оговорить Барзукаева и Курбанова. Следователи уже десять раз отказывали родным в возбуждении дела о пытках на силовиков. Глава республиканского управления Следкома 11 августа пообещал проконтролировать очередную проверку заявления о пытках, сообщили родственники дербентцев.

По версии следствия, Барзукаев, Курбанов и Мирзалиев организовали вооруженную группу для "посягательств на сотрудников правоохранительных органов и оказания вооруженного сопротивления". Родственники заявили, что до задержания все трое были похищены, а признательные показания их вынудили дать под пытками. В январе в отношении Барзукаева, Курбанова и Мирзалиева также было возбуждено уголовное дело по статье о создании террористического сообщества. Новое дело позволило следствию оставить обвиняемых под арестом, пока дело об участии в незаконном вооруженном формировании находится на доследовании, предположила защита.

Сегодня мать Ислама Барзукаева Елена Барзукаева, тетя Гасана Курбанова Зайнаб Рабаданова, а также мать и бабушка Мирзаали Мирзалиева в течение часа, сменяя друг друга и разворачивая разные плакаты, провели серию пикетов в Махачкале. Пикет продлился с 12.00 до 13.00. С самого начала акции к протестующим подъехал наряд полиции. Сотрудники переписали у всех паспортные данные, а у Елены Барзукаевой объяснительную о причинах проведения пикета, передал корреспондент "Кавказского узла". 

"Мы требуем возбудить уголовное дело на сотрудников, которые зверски пытали наших детей. У нас есть десять постановлений [об отказе в возбуждении уголовного дела], в которых следователи просто отписываются нам в течение двух лет. Они ищут двух понятых, один из которых давно умер, но им он зачем-то нужен им для опроса. Поэтому мы хотим, чтобы объективно разобрались с пытками детей", - пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Елена Барзукаева.

На плакате, с которым она стояла, было обозначено требование об уголовном преследовании четырех силовиков. "Пытки доказаны медицинскими заключениями", - написала на плакате Барзукаева.

На пикете 19 февраля родственницы обвиняемых обнародовали фамилии силовиков, которых считают причастными к пыткам. Эти заявления обернулись для Елены Барзукаевой исками со стороны силовиков. Барзукаева пояснила суду, что раз следователи отказались давать ход жалобе, у нее не было другого способа помочь сыну, кроме как озвучить в прессе и на пикетах имена тех, кто мог быть причастен к пыткам. Суд отказал всем трем силовикам, но один из них обжаловал это решение.

Аида Мирзалиева разместила на своем плакате фотографии окровавленных вещей, в которые были одеты дербентцы в день задержания. Ответа на заявление с этим фотографиями родственники обвиняемых ожидают уже более двух месяцев. "Следователь нам отвечает, что к нему это заявление и фотографии не поступили. Хотя мы лично сдавали их в приемную", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Зайнаб Рабаданова. Она стояла на пикете с плакатом "Мы устали от оборотней в погонах". 

Акция проходила на оживленном перекрестке проспекта имени Расула Гамзатова и улицы Дахадаева. Прохожие останавливались, чтобы ознакомиться с плакатами, а также интересовались обстоятельствами дела у самих пикетчиц. Две девушки порекомендовали протестующим обратиться к правозащитникам.

После акции протеста родственницы обвиняемых направились к расположенному поблизости зданию республиканского управления Следственного комитета России, чтобы передать заявление на имя руководителя ведомства. "Мы продолжаем проводить пикеты, потому что не верим их обещаниям. Наших детей зверски пытали. У них буквально все перебито. Мы доказали пытки медицинскими документами и обследованиями. Но нам в постановлениях следователи просто отписывают ерунду, что просто смешно читать", - сказала Барзукаева.

В заявлении главу дагестанского управления Следкома Анатолия Щурова просят "подробно объяснить, почему постановления отменялись, а следом переписывали одно и то же". "Для чего два года ищут дежурных понятых? Почему не опросили детей, почему не проверили, в каком месте наши сыновья находились 15 июня 2019 года? На каком основании следователь опросил Барзукаева и все его показания использовал против него? Следователи пусть ответят нам: они хоть читают сами, что пишут в постановлениях?” - говорится в заявлении, с которым ознакомился корреспондент “Кавказского узла”.

Ислам Барзукаев, Гасан Курбанов и Мирзаали Мирзалиев остаются под стражей. Ранее, в середине июля, родственницы обвиняемых сообщили, что Барзукаев нуждается в двух операциях, но не получил лечения из-за перевода в ростовский следственный изолятор, а Курбанову медпомощь была оказана лишь частично из-за нехватки врачей.

Автор:Расул Магомедов
16.08.2021 в 22:52Игорь Сажин
Ну т.е., по сути, следом сказал своим поведением, что пытали и будут пытать? 
17.08.2021 в 12:23Vladimir Petrov
  Мне кажется, что такие дела имеют очень слабую судебную перспективу.
17.08.2021 в 13:34Игорь Сажин
Если есть политическая воля, то пытки останавливаются хотя бы в результате системных изменений в самой системе содержания задержанных, самой системе работы оперативных кабинетов и следственных кабинетов. Но, увы, похоже политическая воля скорее за пытки, чем против. Власти нужна устрашающая полиция, а не граждански-солидаризирующая полиция. 
18.08.2021 в 09:41Vladimir Petrov
  Любые изменения в работе правоохранительных органов, направленные на улучшения их работы зависят от политической воли власти. Но, как сделать в нашей стране граждански-солидаризирующую полицию?  Полиция живёт не отдельно от государства. Мне кажется, что правильнее создавать граждански-солидаризирующее государство, тогда и полиция будет соответствовать. Но как создать?

18.08.2021 в 16:10Игорь Сажин
Единственный способ солидаризирования - это научит население договариваться. Но умение договариваться - это умение брать ответственность. А вот с этим у нас плохо. Люди продолжают не хотят брать ответственность за происходящее на себя. Легче быть уверенным, что кто-то умный и сильный придет (баран) и все исправит, все зло. Раньше были популярны пьессы во многих странах мира про несправедливость, но которую потом исправляет приехавших хороший и справедливый государственный чиновник. Ожидания справедливости от чьей-то ответственности, а не от своей собственной. 
19.08.2021 в 12:55Vladimir Petrov
   Да, печальненько это. Ждать доброго царя или боярина, или большого дядю из заграницы, который всё сделает, всё исправит. Так в РФ, так на Украине, так и в Армении... Брать на себя ответственность за свои дела, слова, мысли и поступки - значительно труднее. Придёться меняться самому, а не хочется!
20.08.2021 в 12:07Vladimir Petrov
Поживём - увидим...
19.08.2021 в 22:12Игорь Сажин
Придется меняться...