ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Второе подряд исчезновение жителя села Серноводского Ибрагима Мусаева, которым интересовались силовики, говорит о реальной опасности для него, считают правозащитники Светлана Ганнушкина и Руслан Кутаев. Против Мусаева могут сфабриковать уголовное дело, предположили они.
Как писал "Кавказский узел", соискатель убежища в Греции, 41-летний уроженец села Серноводского Ибрагим Мусаев пропал 25 июня по пути домой из аэропорта в Магасе. По информации родных, он находился в Серноводском РОВД, однако в полиции в качестве задержанного Мусаев не значился. 2 августа Мусаев вернулся в село. Однако 4 августа мужчина снова исчез. Односельчане видели у дома Мусаева полицейскую машину с североосетинскими номерами, сообщил Правозащитный центр "Мемориал"*.
Сообщение о том, что проживающий в Европе уроженец Чечни пропал после возвращения на родину, поступило 27 июня на SMS-сервис "Кавказского узла". "Я гражданин России, родом из Чечни. Хотел бы посоветоваться с вами, так как переживаем за безопасность своего родственника. Наш родственник приехал из Европы позавчера, до сих пор его не отпускают из Сунженского РОВД, вчера родственникам сказали, что его там нет", - написал автор сообщения.
Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
Информации о месте нахождения Ибрагима Мусаева, по данным на 22.15 мск 9 августа, на сайте ПЦ "Мемориал"* нет.
Председатель комитета "Гражданское содействие"* Светлана Ганнушкина считает очень опасным повторное задержание Мусаева.
"Это означает, что его наверняка "закроют", раз второй раз пришли за ним. Я знаю случаи, когда человека отпускали после первого задержания, поскольку родные заплатили определенную сумму, и через месяц за ним вновь приходят, поскольку силовикам снова захотелось заработать. Может, и здесь такая ситуация. А если нет, то второе задержание говорит о том, что его могут осудить по какому-то выдуманному делу. Или, например, есть нераскрытое дело, и его сделают главным виновным", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.
Ранее член семьи Мусаева рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что в 2016 году Ибрагима Мусаева держали в Серноводском РОВД около года. "Его сестру осудили на пять лет, ее обвинили в убийстве своего ребенка, а Ибрагима подозревали, что он замешан в этом", - отметил родственник. Он добавил, что после того как Ибрагима отпустили, мужчина уехал в Грецию.
По ее словам, участие в деле прикомадированных силовиков в целом ни о чем не говорит. "Правоохранительная система хромает по всей России, во всех регионах без исключения. Поэтому то, что силовики не все из Чечни, ничего не меняет. С ним могут одинаково плохо поступить как в Чечне, так и в соседнем регионе", - отметила правозащитница.
Президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев также отмечает, что второе подряд исчезновение человека говорит о реальной опасности для него.
"Очень много ситуаций было, когда родственники задержанного выкупали его у силовиков, но буквально через пару дней они вновь приходили за этим человеком и увозили в неизвестном направлении. Поэтому правозащитники всегда советовали немедленно покинуть регион, если задержанного отпускали, зная, на что способны силовики", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Кутаев.
По его мнению, Мусаев может больше не оказаться на свободе в ближайшие годы. "[Силовики] выкачивают деньги, потом из него делают преступника и осуждают, лишив свободы. Наверняка в отношении Мусаева сработает эта же схема. В ней в этот раз будут задействованы также прикомадированные силовики, раз они приезжали за Мусаевым", - подчеркнул Кутаев.
Ранее "Кавказский узел" писал о проблемах других уроженцев Чечни, проживавших в Европе, с силовиками. 9 апреля 37-летний Магомед Гадаев вопреки протесту был депортирован из Франции в Россию. Попав в отдел полиции Нового Уренгоя, он заявил, что нуждается в госзащите, так как его жизни угрожает опасность. Однако силовики увезли Гадаева в Чечню, где 9 июня суд приговорил его к 1,5 года колонии-поселения по делу о хранении оружия. Правозащитники сочли срок в колонии опасным для него. Около месяца провел в заключении у чеченских силовиков 32-летний Нурмагомед Мамуев, который в марте был депортирован из Германии. Он был освобожден после обращения правозащитников в Следком и прокуратуру с заявлением о похищении.
* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.