ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Многолюдный поток туристов может привести к разрушению мечети и башни в заброшенном селении Старый Кахиб Шамильского района Дагестана, сочли власти. Ежедневно историческое поселение посещали до тысячи человек, сообщили в администрации села. Старые села и сооружения в Дагестане не рассчитаны на массовое посещение, необходимы меры для их сохранения, отметила организатор туров Яна Мартиросова.
Агентство по охране культурного наследия Дагестана (Дагнаследие) приостановило доступ к памятникам культуры, расположенным в Старом Кахибе Шамильского района. Как отмечают специалисты ведомства, подобное решение принято впервые и связано с ухудшением физического состояния мечети и башни (Баграб-Росотль) XVI - XVII веков постройки. Теперь посетителям запрещается вход внутрь этих объектов, которые имеют статус культурного наследия федерального значения.
Работники агентства два года периодически проводили осмотры несущих конструкций мечети и башни, чтобы оценить их техническое состояние и выявить несоответствия установленным нормам и требованиям в сфере сохранения объектов культурного наследия, говорится в сообщении Дагнаследия. «Среди основных причин разрушений и потерь объектов культурного наследия, включенных в госреестр, наряду с техногенными и природными факторами, в методических рекомендациях указан антропогенный - сверхнормативный рост посещаемости объектов культурного наследия, оказывающий воздействие, как на физическое, так и внешнее состояние объекта культурного наследия», - отмечается в публикации Дагнаследия.
Данная ограничительная мера о приостановлении доступа в оборонительную башню будет действовать до специального разрешения, уточнили в ведомстве.
Кахиб - одно из древнейших аулов Дагестана. Старый Кахиб - Бакдаб и его боевые башни были построены в VIII-Х веках. Местности селения Бакдаб были заселены еще в каменном и бронзовом веках. Доктор исторических наук Омар Даудов, изучив археологические находки, найденные в окрестностях селения Бакдаб, утверждает, что они относятся к VII-IV векам до нашей эры, говорится в справке, размещенной на официальном сайте администрации Шамильского района.
В районе насчитывается 80 архитектурных памятников, 17 из которых имеют статус памятников федерального значения. Это хутора средних веков, кладбища XII-XVII веков, подземные культовые помещения, надмогильные стелы шейхов, многочисленные языческие петроглифы, солярные знаки в виде кругов, спиралей, георгиевского герба, с орнаментами охотников, скота и т.д., датированные XI-XV веками.
Бесконечные набеги и войны вынуждали дагестанцев строить башни — боевые, сигнальные, жилые. Много хорошо сохранившихся башен в Хотода, Гента, в старых аулах Кахиб и Гоор, в селах Ругельда, Мусрух, отмечается в публикации.
Жители Старого Кахиба начали массово покидать его в 70-80 годах прошлого века, сейчас от жилых строений остались только каменные развалины на склоне горы, рассказал 2 августа корреспонденту «Кавказского узла» глава администрации Кахиба Магомеднаби Загидов.
«Последние жители там еще оставались в 1985 году. Но после их смерти в селе уже никто не жил», - отметил он.
После решения Дагнаследия доступа к башне уже нет, добавил глава села. «Наверх вела прикладная деревянная лестница. Их уже забрали, никто не поднимается», - пояснил он.
По его словам, ежедневно в село приезжает «достаточно большое число туристов». «Думаю, не ошибусь, если скажу что приезжает до тысячи туристов. Были дни, когда в наше село заезжало 18-21 микроавтобус, в каждом из них по 20-25 человек. И это не считая тех, кто добирается на своих машинах или на такси. Нет ни одного дня, чтобы не было гостей. Даже в самую дождливую погоду или в снег хоть пять человек, но приезжает», - говорит Магомедов.
Однако, по его словам, принятые ограничения на турпотоке сказались незначительно. «Там хоть и развалины, но пейзажи красивые, глаза радуются. Старый Кахиб находится прямо напротив нашего села, и поэтому все, кто приезжает к нам, обязательно идут и выбирают место, чтобы сфотографироваться на фоне заброшенного села», - отметил глава Кахиба.
Ограничение доступа к старому селу обезопасит туристов, считает Магомедов. «Это и во благо самих приезжающих, в целях их же безопасности. И опасны не только сами развалины, которые могут обрушиться, но на склоне горы и камнепады. Особенно после дождей. Мы недавно делали субботник, опасные участки дороги отремонтировали. Но вчера (1 августа) шел сильный дождь и тоже был камнепад», - говорит он.
Власти планируют провести реконструкцию башни, добавил Магомедов. «Объект не находится на нашем балансе. Мы там ничего не можем делать, он федерального значения. Но, насколько нам известно, есть планы отреставрировать башню. Сюда уже приезжали специалисты Минтуризма. Скорее всего, в 2022-2023 году начнут работы. А уже после реставрации вновь разрешат заходить», - полагает Магомеднаби Магомедов.
И туристам, и местным жителям очень нравятся старинные сооружения, объекты. Это касается и местных, и гостей республики, сказала корреспонденту "Кавказского узла" организатор туров по Дагестану Яна Мартиросова.
«Поэтому и башня, и мечеть в старом Кахибе - популярное направление. Решение же о закрытии их для посетителей я считаю максимально правильным, даже несмотря на спрос туристов. Только важно не только закрыть, но и сохранить объекты. Проводить бережные реконструкции, беречь, поддерживать. Это было логичным продолжением. Закрыть - не значит сберечь», - считает Мартиросова.
По ее мнению, закрытие объекта для посещения - вынужденная и необходимая мера, чтобы сохранить исторические памятники. За ними, добавила она, нужно тщательно следить и беречь. «Иначе у нас просто ничего не останется при таком потоке людей. Старые села и сооружения не рассчитаны на то, чтобы по ним ходили, поднимались и трогали. Я все жду, когда закроют и Гамсутль. Он от этого не перестанет быть туристическим объектом. Но зато никто не будет воровать оттуда камни, уносить трофеи из дома Абдулжалила, влезать на стены и ходить по домам», - добавила Мартиросова.
На реконструкцию должны даваться подотчетные деньги, согласно сметы и всё это восстанавливаться.