Несмотря на то, что участники вчерашнего митинга лидера Народной партии Степана Демирчяна не собирались идти к резиденции президента или зданию Центризбиркома, эти два объекта - на всякий случай - были ограждены колючей проволокой и кордоном вооруженной полиции. Но вот что интересно: если за Роберта Кочаряна действительно голосовали 1 млн. 37 тысяч избирателей, то он не должен бояться пришедших на митинг, как утверждают власти, пяти-десяти тысяч человек. Наш Лукашенко. "У оппозиции семь песен - и все о фальсификациях", - заявил в день второго тура выборов Роберт Кочарян. В тот же день с пророчеством о том, что и в ходе второго тура оппозиция будет настаивать на фальсификациях и требовать признания выборов недействительными, выступил и премьер-министр Андраник Маргарян, добавивший, что важна, однако, реальная картина и объективное изучение претензий оппозиции. А начальник предвыборного штаба Роберта Кочаряна Серж Саркисян - тот так вообще заявил, что побежденный всегда ищет различные предлоги для жалоб. Тогда все эти государственные мужи еще не знали, что "песнь о фальсификациях" на следующий же после выборов день подхватят не кто иные, как наблюдатели таких авторитетных международных организаций как ОБСЕ и ПА СЕ. Они выразили глубокое разочарование ходом второго тура выборов и заявили, что их надежды на лучшее не оправдались.
На сей раз предварительный отчет наблюдателей не оставляет возможностей для разночтений, как после первого тура выборов, когда провластная пропаганда заявляла, что он был оценен положительно, а оппозиция считала иначе. Но теперь отчет звучит предельно однозначно: выборы пятого марта не соответствовали международным стандартам, было зафиксировано многочисленное количество различного рода нарушений как в ходе выборов, так и в предшествующий им период. А глава делегации ПА СЕ, лорд Рассел Джонстон еще и на словах вынес неутешительный вердикт, заявив, что для того, чтоб Армения развивалась в демократическом плане и выполняла свои обязательства перед Советом Европы, требуется соответствующее отношение не только народа Армении, проявившего активность и добросовестность, но и ведущей политической верхушки.
Ну что после этого сказать Кочаряну? Ясное дело - европейские наблюдатели спелись с нашей оппозицией, и слово в слово повторяют ее аргументы. Это, конечно, неприятно, особенно с учетом членства Армении в Совете Европы. Предупреждали же некоторые, что нам туда рановато. Ведь как хорошо было бы, если б этих самых наблюдателей вообще бы не было на выборах. Пусть бы тогда оппозиция жаловалась, сколько угодно - так побежденный, еще раз процитируем Сержа Саркисяна, всегда ищет различные предлоги для жалоб, а победитель все равно всегда оказывается прав. Но теперь деваться некуда. Мы - члены Совета Европы, и Кочаряну надобно из этой передряги выпутываться. Можем дать хороший совет: пусть он срочно связывается со своим белорусским коллегой Лукашенко, который имеет богатый опыт по части борьбы с европейскими демократическими организациями. Выжил же он представительство ОБСЕ из Белоруссии. Правда, после этого его перестали пускать в Европу, зато президентом он все-таки остался. Придется и Кочаряну пожертвовать Европой - ведь он так хочет остаться в президентах.
Опубликовано 7 марта 2003 года