21:39 / 12.03.2003Спор вокруг Бакинского кладбища

Планы строительства автомагистрали по христианскому кладбищу вызвали горячие споры в Баку и среди бывших жителей столицы, ныне здесь уже не живущих.

По заявлениям городских властей Баку, принимаются специальные меры по перезахоронению останков людей, погребенных в одной из частей Монтинского кладбища, расположенного недалеко от центра столицы - необходимо освободить место для строительства новой дороги. О планах перезахоронения уведомляют и тех родственников усопших, которые живут за границей. По мнению правозащитных организаций, столичные власти действуют слишком быстро и, ставя под угрозу армянские могилы, рискуют далее усугубить отношения с Арменией.

"Реконструктивная" работа уже началась. Несколько дней назад рано утром у главного входа на одно из самых древних и больших кладбищ столицы собрались несколько пожилых людей. Старшее поколение семьи Коробцовых ожидало заместителя директора треста общественного обслуживания Али Насирова, который ответственен за перезахоронение их родственников. Как и другим семьям похороненных здесь людей - русских, армян и евреев, а также азербайджанцев, им было предложено выбрать - перенести могилы их родственников в другую часть кладбища, не подлежащую сносу, или на какое-нибудь другое кладбище. "Отмечу, что любое государство при проведении работ государственной важности имеет право переселять кладбища", - говорит Али Насиров. "Подобное происходило в 80-х годах, когда было перенесено Чемберикендское кладбище".

Под планы перезахоронения подпадает около четверти Монтинского кладбища с его площадью в 80 гектаров, или несколько тысяч могил, многие из которых датированы 90-ми годами 19 века. О переселении Монтинского кладбища было объявлено еще в январе 2003 года. Посетители кладбища тогда впервые увидели таблички на воротах кладбища, где оповещалось о перезахоронении могил. В газетах печатались объявления. Здесь будет построена новая дорога шириной в пятьдесят метров, что позволит разредить перегруженное дорожное движение в Наримановском районе города, где расположено кладбище.

В интервью с IWPR Насиров отметил, что перезахоронение усопших осуществляется на основании заявлений близких им людей. При этом все расходы, связанные с переносом могил, мэрия города взяла на себя. Работники кладбища стараются никак не затронуть и еще больше не разбередить боль утраты родственников усопших. При перезахоронении рабочие обязательно надевают резиновые перчатки.

67-леняя пенсионерка Галина Ненашева два года назад похоронила здесь своего мужа. А теперь его тело, а также тела еще четверых его родственников, похороненных на этом же участке, пришлось перезахоронить. В течение всего процесса Галина Ивановна стояла у центрального входа кладбища. "Я не могу присутствовать при этом. Слава Богу, из России приехал брат моего покойного мужа. Он этим и занимается", - сказала она. Приняв корреспондента IWPR за одну из посетительниц могилы родственников, Галина Ивановна рассказала, как пыталась отблагодарить работников кладбища за поддержку и терпение. "Они такие бескорыстные. Я хотела дать им немного денег, но они меня чуть не поколотили. Редко увидишь таких людей".

Найти родственников в самом Баку или через контакты, имеющиеся у них в столице, не представляет никакой трудности, чего не скажешь об иммигрантах, разбросанных по всему миру в основном, армянах, покинувших город в ходе армяно-азербайджанского конфликта.

Директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов выступает с резкой критикой бакинских властей за принятие столь поспешного решения и неумение предвидеть возможную реакцию Армении. "Идеально было бы отложить этот вопрос до решения Карабахской проблемы", - говорит он. "Но если есть такая срочная необходимость, нужно использовать практику перезахоронения армян с помощью Красного Креста".

Однако, как сообщает пресс-секретарь Комитета Красного Креста Октай Мамедов, в организацию не поступало никаких обращений в связи с перезахоронением армянских могил в Баку. Кроме того, по словам Насирова, получено множество телеграмм отбывших бакинцев с разрешением перезахоронить их родственников. Что касается перезахоронения армянских могил, добавил он, этот вопрос будет решаться после 1 апреля.

До сих пор со стороны Армении, поглощенной президентскими выборами, не поступило сколько-нибудь значительных комментариев по поводу начавшихся в Баку перезахоронений. Однако некоторые семьи, ранее жившие в Баку, а теперь обосновавшиеся в Ереване, выражают озабоченность. Микаэл Меликов и его семья уехали из Баку в 1988 году. Они говорят, что хотели бы вернуться, чтобы присутствовать на перезахоронении своих дедушки, бабушки и других родственников, однако, сделать это, по их мнению, практически невозможно. Бывшая жительница азербайджанской столицы Амалия Погосова сегодня живет в Ереване. Она говорит, что на кладбище ранее уже были погромы во время межэтнических столкновений 1990 года. По данным Амалии, могильная плита ее матери не сохранилась, а поэтому во всей этой инициативе она не видит смысла.

По мнению Эльдара Зейналова, вопрос устранения армянских могил может привести к новым разногласиям в отношениях между двумя нациями, которые воевали друг с другом до 1994 года, а сегодня систематически обмениваются обвинениями по тому или иному поводу. "Сейчас, когда Карабахский конфликт вошел в спокойную фазу, любые действия, которые способны вызвать дополнительную напряженность, могут повредить мирному процессу", - сказал он. "Что будет, если завтра мэр Шуши решит построить стадион на месте азербайджанского кладбища, и будет обосновывать это тем, что эти могилы давно не посещают, и родственники не приехали их перезахоронить?"

Заявление Эльдара Зейналова прокомментировал и мэр столицы Гаджибала Абуталыбов. Он обвинил правозащитника в принятии антиазербайджанской позиции. "Случаи перезахоронения - нормальное явление, это происходит во всем мире. Никто не собирался уничтожать армянские могилы. Непонятно почему подняли такой шум, ведь помимо армян там похоронены и лица других национальностей", - отметил мэр.

Пока неясно, что случится с армянскими могилами на Монтинском кладбище, если, а это почти неизбежно, родственники не смогут приехать в Баку для участия в перезахоронении своих родных. Между тем вопрос оказался под пристальным вниманием наблюдателей. В беседе с IWPR представитель бакинского офиса ОБСЕ Улви Ахундли заявил, что его организация позволит вовлечь себя в это дело только в том случае, если будут зафиксированы "факты вандализма в отношении могил".

Опубликовано 7 марта 2003 года

Автор:Зарема Велиханова, Лейла Амирова