ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Судебные приставы превысили полномочия, выселяя общество инвалидов из арендуемого помещения в Махачкале, так как решение суда о выселении было обжаловано, указала адвокат и пожаловалась на приставов в полицию. Приставы действовали в рамках закона, а активисты проявляли агрессию, возразили в службе судебных приставов.
Как писал "Кавказский узел", член Общественной наблюдательной комиссии по Дагестану Ума Аскерханова рассказала 5 июля, что три судебных пристава вопреки ее сопротивлению "волоком вытащили" ее на улицу из офиса общества инвалидов и участников войн, куда она приехала по просьбе адвоката Хадижат Камалиевой (ранее она упоминалась как Хамалиева), которая защищает интересы сотрудницы общества Нелли Раджабовой (ранее упоминалась как Ражапова). Врачи диагностировали у Аскерхановой сотрясение мозга.
По словам Хадижат Хамалиевой, шесть судебных приставов без предъявления документов взломали дверь офиса общества инвалидов и участников войн и стали рыться в документах Ражаповой, а саму 72-летнюю Нелли Ражапову грубо затолкали в другую комнату, после чего пожилой женщина стало плохо и пришлось вызвать скорую помощь.
Адвокат сочла действия приставов незаконными
Судебные приставы, пришедшие выселять дагестанское региональное отделение межрегиональной общественной организации инвалидов войн и военной службы России из помещения в Махачкале на Оскара, 18, действовали с превышением должностных полномочий, считает адвокат Хадижат Камалиева. По ее словам, соответствующее заявление подано в отдел полиции.
Как пояснила адвокат, руководитель организации Нелля Раджабова арендовала это помещение у администрации города с 2003 года и вложила в ремонт здания собственные средства, всего было потрачено порядка 1,8 миллиона рублей.
«Однако каким-то образом у этого помещения появился новый хозяин, который обратился в суд с требованием выселить общественную организацию из здания. Суд не вызывал представителей организации на заседание и принял заочное решение. О самом решении также не была уведомлена Нелля Раджабова. Она была поставлена перед фактом выселения, когда уже было начато исполнительное производство», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Хадижат Камалиева.
Только после этого адвокат подала жалобу на заочное решение, суд ее принял, рассмотрение было назначено на 8 июля. «Судебные приставы решили выселить общественную организацию до рассмотрения нашей жалобы. 5 июля они пришли и дали время до 16 часов выехать. При этом взломали двери. В помещении находилась одна Нелля Борисовна [Раджабова], она какие-либо документы подписывать отказалась. Связалась со мной, но я была на процессе по другому делу. Я просила судебного исполнителя подождать, пока я освобожусь, но он не стал этого делать», - рассказала Камалиева.
По словам адвоката, за несколько дней до этого события она по просьбе Нелли Раджабовой временно перенесла все рабочие документы, материалы уголовных дел и рабочий компьютер в один из кабинетов на Оскара, 18.
«Мой адвокатский кабинет находится в другом здании, на четвертом этаже. Нелля Борисовна попросила меня на время перебраться к ней, так как ей тяжело было подниматься ко мне на четвертый этаж. И мы должны были вместе изучать документы по нашей жалобе. 5 июля, когда я приехала на Оскара, 18, приставы отказались меня пропускать внутрь помещения, хотя я им поясняла, что там находятся мои документы, в том числе и материалы уголовных дел по другим делам. Трогать адвокатские документы никто не имеет права без специального разрешения. Но через окно я видела, как все мои вещи были убраны со стола, в них рылись», - пояснила Камалиева.
Судебные приставы обратно приварили дверь, сменили замок и закрыли помещение, пояснила она. «Вернуться мне к своему рабочему столу они не дали. Сказали, что якобы составили опись, но показывать документы описи мне не стали», - отметила адвокат.
Находившаяся все это время внутри помещения Нелля Раджабова жаловалось на плохое самочувствие, ей пришлось вызывать скорую помощь, сообщила Камалиева. «Врачи хотели госпитализировать Нелли Борисовну, чтобы проверить сердце. Но она отказалась. Попросила отвезти ее домой, так как в больницах сейчас много поступает больных с коронавирусом. Скорая ее сопроводила до дома. Сейчас состояние ее не улучшилось, она с трудом разговаривает, чувствует себя неважно. Ей нужно еще пару дней отдохнуть», - отметила адвокат.
Заместитель председателя ОНК по Дагестану Ума Аскерханова, которая была госпитализирована после того, как, по ее словам, в грубой форме вывели из помещения общественной организации, выписалась из больницы, но ей все еще необходим присмотр врачей.
«Внутри помещения меня потрепали, но из-за стрессового состояния я тогда еще не понимала, что происходит. Я старалась не отходить от Нелли Борисовны, она постоянно кричала о помощи, но приставы дергали меня, схватили сильно за плечи и таскали за волосы», - рассказала сегодня корреспонденту «Кавказского узла» Ума Аскерханова.
Она вместе с другими активистами в тот же вечер 5 июля поехала в райотдел полиции писать заявление на действия судебных приставов, а когда вышла из отдела и в своем кабинете готовила сообщение о произошедшем в Общественную палату России, потеряла сознание.
«Очнулась я только на следующий день в палате больницы. Врачи сказали, что у меня сотрясение мозга, мне сделали МРТ. Из больницы я получила заключительный диагноз, где было указано, что у меня закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, ушиб мягких тканей, а также гиперемия обоих плеч», - пояснил она.
Из больницы Аскерханова поехала на судмедэкспертизу, чтобы снять побои и синяки, но и при осмотре экспертами ей стало плохо, и она потеряла сознание. «Мне вызвали скорую, примерно через час мне стало лучше, но в больницу ехать я уже не стала, а поехала домой. Сейчас я потихоньку прихожу в себя, но периодически ко мне наведываются врачи», - отметила Аскерханова.
По ее словам, заявление на приставов у нее приняли и сейчас оно находится у дознавателя, заключение медэкспертизы пока еще не готово.
Ума Аскерханова была рекомендована в ОНК Дагестана общественной организацией инвалидов и участников войн, она в приемные дни принимала заявления от граждан.
По мнению активистов и адвоката Камалиевой, право собственности на помещение, где находилась организация, было переоформлено на новых владельцев незаконно.
«Нового хозяина мы не знаем, только имя посредника. Поэтому, в первую очередь, надо проверить, как было получено право собственности, истребовать документы из регистрационной палаты, проверить подлинность подписи, кому и на каком основании здание передано», - считает Хадижат Камалиева.
Как отмечает адвокат, действия судебных приставов, которые ограничили доступ к ее рабочему месту, усложнят защиту интересов общественной организации в суде. «Я предполагаю, что это все было умышленно сделано для того, чтобы я 8 июля не смогла представить в суд все необходимые документы. Не исключаю, что какие-то документы могут и пропасть», - выразила опасение она.
Приставы отметили агрессивное поведение активистов
Сотрудники Отделения специального назначения УФССП России по Дагестану действовали в соответствии с действующим законодательством, телесные повреждения и материальный ущерб Уме Аскерхановой не причинялся, заявили корреспонденту «Кавказского узла» в пресс-службе ведомства.
Как отметили в Управлении, на исполнении в Отделении судебных приставов по Советскому району Махачкалы находился исполнительный лист, выданный Советским районным судом города № 2-776/2020 от 13 марта 2020 года. «Согласно решению суда, Дагестанскому региональному отделению общественной организации инвалидов войн, военной службы России по Республике Дагестан необходимо устранить препятствия в пользовании нежилым помещением, общей площадью 64,9 кв. м, расположенных по адресу: г. Махачкала, ул. Оскара, 18-20, путем освобождения. Данный исполнительный лист поступил в отделение судебных приставов 5 апреля 2021 года, после чего судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство», - отметили в ведомстве.
Руководителю общественной организации было вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, а также требование о необходимости исполнения решения суда в пятидневный срок в добровольном порядке, пояснил представитель УФССП по Дагестану. Однако, по его словам, это постановление было оставлено должником без должного внимания, несмотря на предупреждения судебного пристава-исполнителя о возможном применении мер принудительного исполнения.
Судебным приставом-исполнителем была назначена дата проведения исполнительных действий и вынесено предупреждение о вскрытии помещения, о чем представители организации были проинформирован дважды, указали в службе судебных приставов. Кроме того, должнику были назначены два штрафа за неисполнение решения суда, добавили в ведомстве.
«В ходе совершения исполнительных действий сотрудники УФССП России по Республике Дагестан в очередной раз не были допущены в помещение, которое необходимо было освободить по решению суда. В этой связи двери были вскрыты принудительно. Всех, кто в тот момент находился внутри, попросили покинуть помещение, однако не все подчинились законным требованиям сотрудника органов принудительного исполнения», - заявил представитель ведомства.
«К примеру, гражданка Ума Аскерханова, находясь на месте совершении исполнительных действий, воспрепятствовала законной деятельности сотрудников органов принудительного исполнения — не выполнила законные требования, проявила агрессию, нецензурно выражалась. На неоднократные замечания сотрудников органов принудительного исполнения не реагировала», - пояснил представитель управления судебных приставов.
Аскерханова, добавил он, была доставлена в Советский отдел полиции Махачкалы, где в отношении нее был составлен протокол по делу об административном правонарушении по статье 17.8 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов).
Отметим, статья 17.8 КоАП РФ предполагает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до 1,5 тысячи рублей; на должностных лиц - от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.