По сообщениям из Сухуми, ситуация в Абхазии крайне накалена. Дошло до того, что в субботу по Сухумскому телевидению было зачитано истеричное обращение Ардзинба к "абхазскому народу", в котором лидер сепаратистов призывал "каждого достойного абхаза" защитить избранную им легитимную власть. По уверениям Ардзинба, "определенные силы намерены устроить в Абхазии государственный переворот, чтобы свергнуть законную власть". Примечательно, что российские СМИ (кроме некоторых интернет-сайтов) и всезнающее телевидение России словно не замечают происходящих в Абхазии процессов. Причина вполне понятна: в Москве возникло опасение, что вдруг этими процессами воспользуется Грузия. Русские авторы высказывают и такое мнение: в Абхазии творятся невиданные события и почему Тбилиси не реагирует. Хотя, в данном случае, позиция Тбилиси (показное безразличие) гораздо более умна и взвешена, чтобы не дать Ардзинба возможности снова объединить абхазское общество перед лицом угрозы со стороны Грузии. Диктор Сухумского телевидения заявил, что сегодня против нас устраивают митинги те, кто во время войны призывал к прекращению военных действий. Но он лжет, т.к. сегодня Ардзинба противостоят как раз те, кто в 1992-1993 годах с оружием сражался против Грузии.
В связи с осложнением ситуации в Абхазии, туда из Москвы срочно прибыл Константин Затулин ? чтобы как-то разрядить напряженность между абхазскими сепаратистами. Естественно, у него претензии ? самому назначить нового премьер-министра Абхазии, однако Затулин не та фигура, заявление которого станет решающим для сепаратистов. Суть же самого противостояния ? логичный итог реальности последних лет. И было бы иллюзией думать, что противники Ардзинба являются сторонниками возвращения Абхазии в состав Грузии. Напротив, их позиция не менее непримирима, и в случае возобновления войны, они с прежним фанатизмом будут сражаться против Грузии.
Ситуация в Абхазии обусловлена, в основном, нескольким моментами. В первую очередь, беспомощностью Ардзинба, болезнь которого разрушает систему власти, по мнению сепаратистов, им необходим дееспособный лидер. Усиливается влияние различных кланов, борьба за власть и финансы, раздел сфер влияния. Здесь сыграл роль еще один фактор ? через 10 лет после победы сепаратистская Абхазии ничего особенно не достигла, никто не признал ее независимым государством, а большинство абхазов вовсе не устраивает вхождение в состав России, несмотря на заявления о "ассоциированном членстве". Определенную роль сыграло и то, что два последних премьера Джергения и Гагулия, фигуры относительно слабые, а назначить премьером сильного лидера Ардзинба не осмелился. Дальнейшее развитие событий зависит от того, какие рычаги задействует Россия и насколько умно будет действовать Грузия. Вероятность того, что противостояние перерастет в вооруженное столкновение, невелика, но и не исключена. Если же, действительно, начнется гражданская война, то в случае масштабных боев, грузинские партизаны могут попытаться установить свой контроль в Гальском районе. Но это зависит от того, насколько готовы грузинские спецслужбы оказать партизанам действенную помощь, как живой силой, так и оружием. Кроме того, если Россия не сохранит нейтралитет и прикажет миротворческим силам вмешаться в борьбу (даже тайно), задача во много раз усложнится.
Опубликовано 14 апреля 2003 года