23:46 / 02.06.2021Коррупция в миграционной сфере Дагестана выросла из правовой незащищенности гастарбайтеров

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Трудовые мигранты в Дагестане предпочитают договариваться с правоохранителями, чтобы те не препятствовали их работе в республике, указала юрист Расият Ясиева. Нарушениям прав мигрантов способствуют их юридическая безграмотность и языковой барьер, считает президент фонда "БИЗ (МЫ)" Афиг Аллахвердиев.

Как писал "Кавказский узел", сотрудник МВД Дагестана был заподозрен во взяточничестве. Он получил от иностранных рабочих, незаконно работающих в России, 900 тысяч рублей за сообщения о месте и времени проведения проверок сотрудниками миграционной службы, предположило 25 мая следствие.

Такого рода взятки от трудовых мигрантов распространены, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" представитель программы "Миграция и право" Правозащитного центра "Мемориал"* по Дагестану, юрист Расият Ясиева. Такая практика в отношении трудовых мигрантов развита не только в Дагестане, но и в остальных субъектах России, отметила она.

У рабочих групп мигрантов, которые трудятся не только в Дагестане, но и в других субъектах России, чаще всего есть определенные "кураторы", которые договариваются с правоохранительными и иными структурами, чтобы обеспечить стабильную работу своей бригады, сказала правозащитница. Трудовые мигранты чаще всего не пользуются профессиональной юридической помощью и предпочитают улаживать возникающие проблемы путем коррупции и взяток, указала Ясиева.

В Дагестане нет специфических процессов в сфере миграции, которые выделяли бы этот регион на фоне остальных субъектов России, отметила правозащитница. Люди, решившие целенаправленно иммигрировать в Дагестан, выбирают этот регион из-за симпатии к местному менталитету и иным особенностям региона, считает она.

Иногда люди выбирают Дагестан в качестве транзитного региона, чтобы через него попасть в другие субъекты России, сказала правозащитница.

В качестве такого примера Ясиева привела мигрантов, которые прибыли в Дагестан во время военных действий на Украине. "Они по воле судьбы оказались в Дагестане, но жить хотели в другом месте [регионе России]", - рассказала правозащитница.

Коррупционные схемы в сфере трудовой миграции сохраняются не только в Дагестане, но и по всей России, заявил корреспонденту "Кавказского узла" президент Фонда поддержки и развития социально значимых программ и проектов "БИЗ (МЫ)" Афиг Аллахвердиев. "Эта практика везде есть, но где-то она выявляется, а где-то не выявляется... на мигрантах зарабатывают деньги", - отметил он.

Азербайджано-российская граница из-за пандемии по коронавирусу закрыта с 18 марта 2020 года. Для граждан Азербайджана, которые не смогли попасть на родину из-за закрытых в связи с коронавирусом границ, рядом с дагестанским селом Куллар в Дербентском районе был открыт пункт временного размещения. После наступления холодов лагерь был расформирован, а мигрантов стали размещать на территории детского лагеря "Огонек" в Кайтагском районе Дагестана. Ранее группы граждан Азербайджана регулярно переправлялись через сухопутную границу, однако в феврале и марте таких рейсов не было. 3 апреля был организован переход через границу для 132 человек.  Материалы об азербайджанцах, которые не смогли попасть на родину и вынуждены были жить в приграничном лагере в Дагестане, "Кавказский узел" собрал на тематической странице "Куллар: в плену COVID-19". 

Чаще всего нарушения прав мигрантов происходят из-за их юридической безграмотности или банального языкового барьера, считает Аллахвердиев. Фонд "БИЗ" планирует оказывать всестороннюю помощь азербайджанским мигрантам по защите их прав при трудоустройстве и оформлении трудового статуса, сказал он.

По мнению Аллахвердиева, отношение к мигрантам, прибывающим из Азербайджана в Россию, в различных регионах страны отличается из-за культурных различий и другого менталитета. Отношение к таким мигрантам в Дагестане значительно лучше, чем в других регионах, считает он. Это обусловлено двумя причинами: потребностью в рабочей силе и относительной схожестью менталитета. Чаще всего мигранты, которые прибывают в республику из Азербайджана, задействованы на строительных работах, сказал он. Каких-либо специфических каналов, по которым азербайджанские мигранты прибывают в Дагестан, нет, а правоохранители часто снисходительно относятся к ним, отметил Аллахвердиев.

* организация внесена Минюстом России в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Автор:Ильяс Капиев
03.06.2021 в 08:47rikki.kessler
Зачем в Дагестане, Чечне, других северокавказских республиках, где переизбыток рабочей силы и местные не могут найти работу. нужны трудовые мигранты? В Чечне что частники, что государственные организации предпочитают брать на строительные работы приезжих рабочих из республик Средней Азии. Азербайджана, Вьетнама или Китая. Простой резон - им можно платить меньше, никаких трудовых договоров не заключается, работают по устной договоренности. Для частников экономия средств. для чиновников госорганизаций - возможность "хапнуть бабла". Все довольны, кроме местных трудяг. которые вынуждены искать возможности заработков в других регионах России. Про то, что гастарбайтеры отправляют деньги на родину, и они "работают" не на свою страну. никому и дела нет. 
03.06.2021 в 17:00Игорь Сажин
И это проблема всей России. Коррупция в области трудовой миграции и превращение ее в рабство - это просто наша национальная катастрофа. Самое страшное, что коррупция в сфере трудовой миграции процветает на государственных объектах, а не на частных. Казалось бы! Увы, нет сам был свидетелем, как подрядчики выполнявшие работы по строительству социальных зданий на деньги государства и по государственному заказу, обирают гастробайтеров, не платят, создают им условия жизни бесчеловечные. В конце концов гастробайтеры взбунтовались и только работа правозащитников и СМИ изменила ситуацию.