05:52 / 30.05.2021Конкурс "Горянка года" напомнил о традициях народов Дагестана

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Почти 170 заявок было подано для участия в этно-конкурсе "Горянка года", до финала, который прошел в Хасавюрте, дошли девять участниц. Победительницей стала Фатима Магомедова из селения Ратлуб Шамильского района. Организаторы и участницы отметили важность подобных конкурсов для сохранения традиций народов Дагестана и интереса к ним у молодежи.

Финал конкурса "Горянка года" прошел 29 мая в доме культуры "Спартак" в Хасавюрте. Старт конкурсу был дан еще в октябре прошлого года, однако из-за пандемии коронавируса итоговое мероприятие удалось провести только сейчас, отметили организаторы на открытии конкурса.

Всего на участие в конкурсе было подано 167 заявок, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" одна из организаторов, руководитель Ассоциации женщин Дагестана  "Горянки" Фатима Абдурахманова.

"На первом этапе у нас была онлайн-регистрация. Подать заявку могла абсолютно любая девушка в возрасте от 18 до 35 лет. Мы провели отбор по определенным критериям и дальше, во второй этап, были допущены 149 участниц. У них было задание - записать видео с самопрезентацией. Мы получили 49 записей. Организаторы совместно с жюри, в которое входили и работники Национального музея имени Тахо-Годи, выбрали девять финалисток", - пояснила Абдурахманова.

Одним из главных критериев отбора на первом этапе была естественность конкурсантки, отметила она. "Главная  цель конкурса – сохранение дагестанской аутентичности, традиции, первобытного образа горянки. Сейчас от истинного образа горянки мало что остается. И можем сказать, что мы добились тех целей, которые ставили. Каждая участница при подготовке к конкурсу изучила традиции своего села, некоторые участницы воссоздали национальные костюмы по старинным фотографиям и рассказам старожилов. Надеемся, что к следующему году наш конкурс пройдет с еще большим размахом, в нем примут участие больше девушек, и финалисток тоже будет намного больше. Пока у нас только одна номинация, но в дальнейшем мы планируем ввести и другие, номинировать по возрастным категориям", - сообщила Фатима Абдурахманова.

Абдурахманова вместе с со-организатором конкурса Марьям Шафиевой еще несколько лет назад выбрали для себя стиль ношения национальной одежды в быту.

"Нам хочется возродить нашу культуру. Работая в школе, я поняла, насколько серьезно стоит вопрос о том, что в республике прививается детям культура извне. Наша же культура не менее богата и красива, ее нужно показывать детям. Мы - последнее поколение, которое вживую, в быту видели своих бабушек, носивших национальную одежду. И нельзя лишать этой красоты наших детей. Поэтому этот конкурс и должен показать подрастающему поколению все глубину и красочность нашей национальной культуры", - сказала Марьям Шафиева корреспонденту "Кавказского узла".

Пока же, отметила она, женщина в национальном костюме воспринимается только как сценический образ.  "Люди не привыкли видеть на улицах девушек, одетых в традиционную дагестанскую одежду. Обычно такое показывается только на сцене. И значит, если тебя видят в таком костюме, сразу думают, что готовится выступление. Меня это оскорбляет. Мы хотим показать, что наши горянки не только танцевали и пели в таких нарядах, но и трудились в нем, носили их в быту", - говорит она.

При организации конкурса "Горянка года" были взяты за основу конкурсы красоты, но критерии оценки совсем другие, пояснила Абдурахманова.

"Мы ориентировались на конкурсы красоты, но только для того, чтобы понимать, как правильно готовиться. В основу же мы поставили совсем другие критерии, а не только оценивать по внешней красоте. Мы хотели показать образ нашей горянки, показать нашу дагестанскую красоту, культуру. К тому же все наши участницы это обычные дагестанки, которые родились и жили в горах", - отметила она.

Организаторы конкурса рассказали о негативных комментариях

До скандала вокруг показа свадебной моды, который произошел 25 мая в Махачкале, в адрес конкурса не было никаких негативных комментариев, рассказала Марьям Шафиева.

Демонстрация полупрозрачного платья на показе мод в Махачкале вызвала возмущение в соцсетях. Пользователи указывали, что показ моделей откровенных платьев в Дагестане неприемлем. Некоторые из них призвали запрещать мероприятия, нарушающие принятые в республике нравственные нормы. 26 мая организаторы распространили видеообращение, где назвали случившееся "досадной ошибкой". Скандалы вокруг таких событий, как показ мод в Махачкале, позволяют "борцам за нравственность" заявить о себе, подобные ситуации возникают от скудости культурной жизни в республике, посчитали правозащитница Саида Сиражудинова и дагестанский художник Мурад Халилов.

"Буквально на следующий же день стали поступать плохие комментарии. Почему-то люди стали отождествлять это мероприятие с тем, что планировали провести мы. Мы, конечно, очень ревностно относимся к тому, что делаем. Жюри очень серьезно подошло к отбору конкурсантов. Они выбирали сердцем. Мы за естественную красоту, никакого вызывающего макияжа. Нам очень важно показать истинную горянку", - отметила она.

На своей странице в соцсети Instagram Фатима Абдурахманова написала, что за дни подготовки к финалу конкурса услышала много негатива. "Очень злилась сначала, но затем посмотрела на ситуацию, сменив ракурс, под другим углом. Многие не понимают, что это будет и, так как всплыла история с показом мод, начинают сравнивать и ложно думать, что это такое же мероприятие", - написала она.

По ее словам, главное целью конкурса является "показать, что горянка - это не зашуганная женщина, сидящая дома под крепким кулаком мужа, а то, что горянка, это - в первую очередь, женщина, девушка, которую уважают, которые могут заниматься тем, что дозволено, и никто им за это ничего не скажет". Участник финала она назвала уникальными.

В финале участницы конкурса прошлись на сцене с кувшином, который был избран символом мероприятия. Каждая участница презентовала видеоролик о своем родном селе, была проведена викторина среди участниц. Последним соревновательным элементом стала показ художественной самодеятельности по мотивам национальной культуры. "Оружейница, учительница, девушка, живущая в горах, активист, просто студентка и многие другие. Они разные, но каждая заслуживает зваться горянкой", - отметила Абдурахманова. По ее словам, в финале не показов мод и подобного.

Победительницей конкурса стала Фатима Магомедова из селения Ратлуб Шамильского района. "Я участвую в конкурсе, потому что считают себя истинной горянкой", - приводятся ее слова в Instagram-паблике конкурса.

Участницы конкурса отметили его важность для сохранения традиций

В фойе дома культуры была организована выставка продажа серебряных украшений, деревянных изделия унцукульских мастеров, балхарских глиняных фигурок, а также национальных платков ручной работы.

Подобные конкурсы очень важны для сохранения у молодежи интереса к своим традициям, считает член жюри, поэтесса Тубхат Зургалова.

"Народ можно представить только по его культуре и языку. По-другому отличить друг от друга невозможно. Очень много книг написано о дагестанских традициях, культуре, но, к сожалению, молодое поколение их не читает. У них сейчас идет сетевое чтение. Для молодежи нового поколения показ значит больше, чем книга. А здесь как раз и представлен живой показ. Можно все потрогать, пощупать платок, чохту (женский головной убор - прим. "Кавказского узла"), ткань. Это конкурс, который можно пощупать, понюхать. У вещей из сундука бабушки свой, особенный запах. И вот все девушки, которые выходили на сцену в национальных одеждах, переносят всех зрителей в те далекие времена, к предкам. Это все помогает не потеряться и не затеряться в этом глобальном мире, который чуть ли не уничтожает народы и нации", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

Подобные конкурсы помогают сохранить культуру, считает одна из участниц Разия Сулейманова из аула оружейников Харбук Дахадаевского района. Она сама изучает оружейное дело, чтобы в дальнейшем обучить молодое поколение.

"Это наша история, наша традиция. Мастеров становится все меньше, многие разъезжаются и поэтому сейчас важно, чтобы их мастерство не потерялось", - сказала девушка корреспонденту "Кавказского узла".

Изготовление оружия - это мужское дело, но в Харбуке им занимались и женщины, отметила она. "Оружие раньше было у всех, и у женщин. В женских костюмах сбоку имелся специальный кармашек, куда клался кинжал. С другого боку мог висеть кортик. Женщины занимались домашним бытом, вели хозяйство, но во время набегов, когда мужчины уходили воевать, им приходилось самим заниматься изготовлением оружия. Это сложный тяжелый труд, но, тем не менее мы любим свое дело", - отмечает она.

Патимат из селения Сильди Цумадинского района (родина чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова) сказала корреспонденту "Кавказского узла", что хочет, чтобы о селе знали не только как о родине сильнейших спортсменов, но и о том, какие есть традиции, обычаи, адаты. Сама девушка к конкурсу сшила национальный костюм, который был восстановлен по старым фотографиям и рассказам прабабушек. Причем для шитья была использована старинная парча из сундука прабабушки. Все было восстановлено до мелочей – вплоть до маленького мешочка с иголкой и ниткой, который пришивался к наряду с внутренней стороны.

"Это пришло из старины, тогда у каждой горянки всегда с собой должны были быть иголки и нитки в таком небольшом мешочке из овечьей шкуры", - рассказала она.

По словам девушек, с негативом из-за участия в конкурсе они не сталкивались ни в сети, ни в жизни. "В сети ни с чем негативным мы не сталкивались. Мы знаем, кто мы и как попали в финал. Прежде всего, мы горянки и останемся ими", - сказала Разия. Патимат отметила, что видит со стороны только позитив.

Напомним, что в сентябре 2019 года состоялся премьерный показ документального фильма памяти Айшат Магомедовой "Они тоже мечтали: истории дагестанских женщин". Этот фильм также рассказывает о тяжелом быте женщин, живущих высоко в горах, раскрывает проблемы их жизни, акцентируя внимание на отсутствии инфраструктуры в высокогорных районах и общих чертах характера женщин Кавказа. Картина заставила задуматься о тяжелом быте женщин, живущих в горах Дагестана, рассказали зрители в Москве. В декабре 2020 года фильм набрал 240 голосов пользователей Facebook и занял второе место на зрительском голосовании конкурса фестиваля "Артдокфест".

Автор:Расул Магомедов
30.05.2021 в 08:02Игорь Сажин
Вот это реальное продвижение традиционных ценностей, а не идиотские запреты и извинения...
30.05.2021 в 07:53gaynelle.streich
Дагестан реально удивляет! То конкурс свадебных платьев. с полуголыми девицами, дефилирующими по подиуму. То конкурс на "традиции народов". Вспомнилось  вдруг - "ты или крестик сними, или трусы надень".
30.05.2021 в 09:34Vladimir Petrov
Пока живы традиции - живёт и самобытность народа.
30.05.2021 в 21:30Игорь Сажин
Там есть проблема. Традиционные ответы - не всегда дают результат на современные вызовы, традиция тем и важна, что это отправная точка для эффективного ответа. А потому надо уметь изменять традиции, а не охранять ее безумно и бездумно. Традиция может стать отправной точкой, но, увы, она может сослужить плохую службу тем, что даст не эффективный и даже катастрофический ответ на современный вызов и за это придется платить слишком дорогую цену. Мы уже сейчас закладываем своей охранительной позицией бомбу под будущее. А те кто вовремя отпустят традиции и дадут более модернистские ответы, уйдут в прорыв. 
31.05.2021 в 08:30donetta_willms
"Если человек идиот, то это надолго". Классика)))) 
31.05.2021 в 20:25Vladimir Petrov
Да, если лидерами народов традиции используются как эталон семейных ценностей, нравственности, благородства, - то это одно, и общество избежит многих проблем разложения.

  Но, если прикрываясь "традициями" пытаются законсервировать общество в средневековье, - то такие народы, обречены на вечное отстование и даже исчезновение.

31.05.2021 в 23:32Игорь Сажин
Ну давайте посмотрим на традиционность например семейной ценности. Что мы мыслим традиционной семьей. Ведь семья 1917 года и семья 2017 года в России - это две разные семьи. Я понимаю, когда о семейной ценности говорят например вайнахи. Тут мне понятно, что они имеют под семьей. Но в России за последние 100 лет прошла модернизация семьи. Мы давно стали европеизированными семьями, с сепарацией поколений, с высокой степенью вторжения общества и государства во внутрисемейные отношения. Какую семью в традиционном смысле борцы за традицию предлагают защищать в России сегодняшней? 
01.06.2021 в 21:43Игорь Сажин
Не надо забывать, что подход к семье в эпоху большевиков был более формальным, чем при Государе императоре, а потому мы пока не сформировали бизнес-подход к формальному браку, который сложился в странах Запада с одной стороны и не ушли сильно от подхода большой экономической семьи бывший до большевиков, где связь скорее была экономической чем формальной. Вот и замерли мы на высоком проценте разводов, потому что традиционно экономические семьи у нас не так устойчивы, а бизнес подход к современным семья не сложился. 
01.06.2021 в 20:11Vladimir Petrov
Да, вопрос не простой. 83 процента браков в России заканчиваются разводом.Тут в пору говорить не о защите, а о возрождении семейных ценностей!
02.06.2021 в 19:37Vladimir Petrov
Вот и я говорю, что вопрос не простой. Государство, церьковь, школа и средства массовой информации, при наличии социально-воспитательной программы на возрождение семьи. И поможет нам Господь.

02.06.2021 в 22:23Игорь Сажин
Ой боюсь у государства одно видение семьи, у церкви другое, у школы третье, а СМИ вообще смотрят с четвертой стороны. Тут государство ни как не может с церковью поладит по поводу вторжения в семью. Государство считает важным сохранять комиссии по делам несовершеннолетних с ее право забирать ребенка из семьи, а церковь очень против этого и считает, что патриархальные нормы важнее права отдельного ребенка не подвергаться насилию и словесным воздействиям. 
03.06.2021 в 19:17Vladimir Petrov
Вот для этого и нужны общественные советы, чтобы собрать их всех вместе и выработать алгоритм действий, необходимый для решения и задач государства, и возрождения семейных ценностей.
03.06.2021 в 22:48Игорь Сажин
Боюсь для такой огромной страны выработать что-то единое едва ли удастся... Ту надо переходить к некоторому варианту федерализма, когда в разных районах действуют разные подходы к разным семейным ценностям. Как в США, где в одном районе глухой патриархат, в другом полный гендерный беспредел. ))))
04.06.2021 в 17:56Vladimir Petrov
Да, скорее получиться по регионам. Единое для всех скорее навредит. Но, Уголовный кодекс и законы у нас для всех одинаковы.
05.06.2021 в 23:51Игорь Сажин
Т.е. одни правила будут работать регионально, а другие федерально. А где черта раздела. Какие правила можно регулировать регионально, а какие федерально?
06.06.2021 в 13:39Vladimir Petrov
  Вот в этом и трудность "национального вопроса" в любых империях. В моноэтнических странах - нет проблем. В Китае и Польше( в своё время) всех насильно делали  китайцами или поляками, несогласным - экзекуция.

 Надо пройти в этом волросе по тонкой грани, но всегда остануться недовольные.

06.06.2021 в 20:51Игорь Сажин
Ну уж большой Китай с маленькой Польше не сравнивайте. У Китайцев да, с этническим и религиозным разнообразием все довольно просто - экзекуция. Поляки тут вынуждены оглядываться на Европу. 
07.06.2021 в 20:00Vladimir Petrov
Всё равно поляки всех переделывают в поляков.
07.06.2021 в 20:43Игорь Сажин
Ну это субъективно...
08.06.2021 в 19:58Vladimir Petrov
Реально. Но национальный вопрос очень сложен, Это целая наука.